Советы новичкам. Часть II. Может, мальчика-то и не было?

"Для голодного ребенка лучший фрукт — самый большой".
Гастон Башлар.


Очень неожиданно, но предыдущая статья получила довольно неожиданное для меня внимание читателей в виде откликов в почтовом ящике. В основном, конечно, положительных. Но попадались и откровенно отрицательные, причем их авторы были исключительно женского пола. Пола-то женского, но, к сожалению, мои скромные знания в биологии не позволили точно классифицировать данный вид полорогих. Но, с большей долей вероятности, это тип первый или второй. В любом случае, все это говорит о том, что пора писать продолжение.

Предыдущая статья, хотя и получилась несколько юмористической, позволяла составить общую картину о настоящих потребностях большинства потенциальных покупателей фотоаппаратов. Сегодня мы попробуем копнуть чуть глубже.

Итак, вы как умный человек, взвесив все "за" и "против", пошли в магазин и купили "мыльницу". Но время неуклонно шло вперед, увеличив пробег вашего фотоаппарата до нескольких тысяч. И стало неприятно понятно, что не все кадры получаются такими, какими хотелось бы их видеть. Список популярных проблем обычно состоит из следующих пунктов:

1. Непопадание фокуса;

2. Шевеленка;

3. Низкая резкость;

4. Неправильные пропорции;

5. Сильный цветовой шум при ночной съемке;

6. Несоответствие цветов;

7. Трудоемкость размытия заднего фона;

8. Острое желание научиться снимать не так, как все.

Теперь осталось разобраться, насколько все эти проблемы реальны, и действительно ли покупка "зеркалки" поможет их избежать.

1. Фокус - довольно капризная штука. И хотя без работы фокуса невозможно сделать ни одной фотографии, редко кто придает значение этому важнейшему элементу. Для понимания этого параметра необходимо для начала понять, что в любом фотоснимке существует две зоны: в фокусе и вне фокуса. Эти две зоны будут всегда в объективе. И хотя снимать их вместе совсем необязательно, многие жанры без этого просто лишатся своего шарма.

Зона в фокусе всегда подразумевает правильную геометрию снимаемого объекта. Геометрию, но никак не резкость, о которой чуть ниже. Резкость - это детальность объекта, которая определяет количеством зрительно видимых точек, из которых состоит фотография. Геометрия - это соответствие снимаемого объекта полученной фотографии.

Непопадание обычное, классическое.
Непопадание обычное, классическое.

Вне фокуса геометрия начинает меняться, начиная от мыльности и двоения до откровенного наркотического бреда. К большому счастью (хотя и, к сожалению, многих), фокусом можно управлять, помещая нужный нам объект в зону фокуса или в противоположную зону. Это либо делает сам фотоаппарат, либо фотограф.

Непопадание обычное, клубное.
Непопадание обычное, клубное.

Зона фокуса называется ГРИП. Соответственно вне фокуса - вне ГРИП. ГРИП можно изменять не только по вертикали и горизонтали, но и вглубь. К примеру, мы можем не только навестись на человека или его собаку, но и навестись на обоих сразу или выделить только нос собаки.

Непопадание обычное, наркотическое.
"Непопадание обычное, наркотическое.

Гибкость управления ГРИП - одно из преимуществ зеркалки. Но так же и один из самых острых подводных камней для новичков. Из-за физических особенностей матриц этих фотоаппаратов, управление ГРИП вглубь будет находиться в очень широких пределах, что требует максимального точного наведения на резкость и изучения физики света, что сделает максимально ограниченным автоматические режимы фотоаппарата.

Так что итог здесь будет простым. Автоматика любого фотоаппарата никогда не будет соответствовать возможностям человеческого глаза. Именно поэтому в автоматических режимах она даже в сверхдорогой технике, всегда будет делать ошибки. Ночью же вообще откажется работать. Исключить ошибки можно лишь единственным способом - наводиться вручную. На "мыльницах" это сделать проблемно, а на многих вообще невозможно. В "зеркалках" же реализовано достаточно неплохо. Другой вопрос, а лично вы будете этим заниматься?..

2. Шевеленка - тоже довольно распространенная проблема, особенно заметная при съемках в помещении или в темное время суток. Для ее понимания введем такое понятие как выдержка. А теперь представьте себе обычный коньяк или виски. Рецепт данных напитков подразумевает многолетнюю выдержку. Причем для каждого рецепта она будет своя. Не меньше, но и не больше. Без выдержки подобные напитки удовлетворят разве что алкоголиков. В фотографии все приблизительно также. Выдержка - время, которое необходимо для создания правильного кадра по рецепту. Чем темнее, тем больше надо неподвижно выдерживать фотоаппарат. Рано или поздно наступает та грань времени, которую чисто физически нельзя обеспечить, снимая с рук. В этом случае выручает штатив.

"Какой еще штатив? Снимай так, все равно пятерки в "Одноклассниках" поставят!"

Поэтому задаем себе вопрос, а если мы никогда прежде не носили штатив для "мыльницы", то с какого теперь мы его будем носить для "зеркалки"?..

3. Резкость, или как любят говорить "звенящая резкость", является одной из причин покупки "зеркалки". И хотя продвинутые "мыльницы" обеспечивают сравнимый с "зеркалками" уровень, максимальное ее значение находится только в профессиональной среде.

Резкость, характеризующая детализацию кадра, не меряется в мегапикселях. Именно поэтому 10-и мегапиксельный фотоаппарат может запросто обойти 20-и мегапиксельный. Все дело в разрешающей способности объектива, да и правильной работе матрицы. Но не об этом речь. Вы когда-нибудь задумывались о том, что же будет, если снять не пейзаж, где детализация безусловно важна, а современную девушку, со "звенящей резкостью"? Красиво, детально, современно, стильно... Не, не... не те эпитеты. Правильные - куски помады, тональный крем, родинки, морщинки, волосы из носа и на губах, слюни, сопли... Продолжать? А исправить можно лишь одним способом - потратить кучу времени на Фотошоп, убивая и без того в корне кривой кадр с отталкивающей особой на переднем плане.

Первый поцелуй всегда самый романтичный и запоминающийся до конца жизни.
"Звенящую резкость не хочу. А то разберутся, что мне до красавицы далеко."

Снова задаем вопрос, а надо ли показывать себя во всей красе? Может лучше купить пуш-ап и развести очередного лоха на деньги?..

4. Пропорции снимаемого объекта, как это не странно, могут меняться. Для этого введем еще одно понятие - фокусное расстояние. По сути это величина характеризует увеличение, по сравнению с человеческим глазом. На практике же и видоизменяет геометрию. Только делает она это совсем в другой плоскости, нежели фокус.

Объективы бывают с одним значением фокусного расстояния, а бывают и с переменным. Заучив цифры фокусного расстояния, на которых надо снимать людей, можно вполне обойтись и "мыльницей". Особенно зная, что в "зеркалках" подобные объективы тоже встречаются. Причем, если в магазине уже что-то надето на фотоаппарат, то это именно он.

"Что значит с собой только 16мм объектив? Все они одинаковые. Настоящую красавицу ничто не испортит!"

Ну и вопрос, а вы готовы разбираться в заветных миллиметрах на своей "мыльнице"? Или лучше купить портретный объектив для "зеркалки" и не заморачиваться?

5. Сильный цветовой шум очень часто сопровождает фотографии в темное время суток. Как ни странно, он очень прочно связан с выдержкой. Для этого введем еще одно понятие - ISO или светочувствительность. ISO - это способность матрицы фотоаппарата захватывать свет.

"А что, клевый эффект! Как раз под цвет флага Бразилии!"

Это способность динамическая и может принимать различные значения. Чем ниже ISO, тем больше света попадает на матрицу. Но и тем меньше цветовой шум. С возрастанием ISO появляется и больше шума, именно поэтому увеличивать этот параметр надо только в редчайших ситуациях, когда вы оставили дома штатив, а кадр не терпит отлагательств. Но ведь у вас же он всегда с собой, не так ли?..

5. Цвет, как ни крути, штука объективная. И хотя порой для художественного эффекта мы стараемся его немного поменять, по большей части он должен приближаться к реальности.

Халтура любительская.
Халтура любительская.

Для начала введем такое понятие, как RAW. Это такой формат съемки, при которой цвет выбирает сам фотограф постфактум. И хотя RAW присутствует не только в "зеркалках", но и в продвинутых "мыльницах", его целесообразность для бытовой съемки сомнительна. К примеру, никто не мешает каждый раз перед съемкой выставлять в фотоаппарате условия съемки (солнце, пасмурно, помещение и т.п).

Халтура
Халтура "профессиональная".

Да и отрегулировать в своем фотоаппарате нужный вам уровень палитры основных цветов. Или вы правда думаете, что с покупкой "зеркалки" у вас появится необъяснимое желание обрабатывать каждый кадр по несколько минут?..

6. Размыть задний фон так, как хочется, скажу откровенно и честно, на многих "мыльницах" невозможно. Тут нужна только "зеркалка". Но не спешите радоваться. Лучше ответьте на следующие вопросы.

Пример того, что в 99% снимают с
Пример того, что в 99% снимают с "зеркалок". Полное отсутствие композиции...

А вы уверены, вам действительно необходимо размывать фон? А вы уверены, что сможете навестись на резкость и попасть в зону ГРИП? А вы уверены, что сможете сделать красиво зону вне ГРИП? А вы точно знаете, что такое композиция и как ее построить?

...художественности и вкуса.
...художественности и вкуса.

Вы точно знаете, что такое художественность, красота и вкус? Вы правда думаете, что ваша фотография не затеряется среди миллионов подобных?

7. Желание выделиться из толпы очень двойственно. Здесь надо четко разделить две позиции. Первая - обычный, стадный эпатаж. Про него подробно разжевано в первой части. Вторая - четкое осознание того, что абсолютно все окружающие снимают плохо, сам же снимешь в 100 раз лучше. Могу разочаровать. Все жанры и композиционные элементы придуманы много лет назад. Ничего нового добавить уже нельзя, даже если вы непризнанный гений.

Велосипед бюджетный.
Велосипед бюджетный.

Другой вопрос в том, что никто не хочет учиться фотографировать, искренне надеясь в жалких и обреченных попытках изобрести велосипед, типа съемки самого себя в зеркале с добавленным разных фильтров.

Велосипед дорогой.
Велосипед дорогой.

Так что в обоих случаях, настоятельно рекомендуется обратится к психологу, а не к продавцу в магазине.

Ну а теперь подведем итоги. "Зеркалка" не является манной небесной. Законы физики и света действуют в равной степени одинаково как для "мыла", так и для "зеркала". Поэтому избавиться от часто встречающихся проблем всего лишь сменой фотоаппарата не получится. Необходимо учиться. Познавать мир. Формировать объективное мнение. Спускаться понемногу с небес на землю. Только тогда можно будет понять, что фотографию творит все-таки человек...