HDR по-быстрому.

Магическую аббревиатуру HDR слышал наверное каждый продвинутый фотограф, но обычно никто не задумывается, а что же это такое и зачем это нужно. Впрочем, и точного определения HDR до сих пор нет, потому как под этой аббревиатурой скрывается несколько значений. Сегодня мы рассмотрим одно из них. То, с которым сталкиваемся практически каждый день.

Классической проблемой пленэра является заваленное по экспозиции небо. И с этим справиться традиционными методами практически невозможно. Разве что накрутить градиентный фильтр, да и то он поможет только при пейзажной съемке. И далеко не всегда. Как раз в этом случае приходит на помощь HDR - объединение нескольких снимков с разной экспозицией для получения необходимого нам, правильно экспонированного по всей площади, результата.

Существует великое множество способов объединения HDR. Классический подразумевает съемку нескольких кадров с разной экспозицией, называемый брекетингом. Все это хорошо, но практике редко осуществимо, потому как снять несколько одинаковых кадров возможно лишь со штатива. Опять же для постановочной пейзажной фотографии еще годится, но вот для портрета уже увы. Поэтому мы немножко схитрим.

Как известно, формат RAW был придуман не просто так. Это очень удобный инструмент не только по исправлению собственных ошибок, но и для различных творческих изысков, которые воплощаются в жизнь без существенной потери в качестве. Для HDR мы возьмем лишь одну способность - редактирование экспозиции. То есть сняв один единственный RAW, мы запросто можем создать несколько снимков с разной экспозицией. К примеру, на первом вытянуто небо, на втором все остальное. На последующих - промежуточные значения. Но, в общем и целом, можно обойтись двумя. Таким образом мы запросто можем снимать что хотим без всяких штативов и брекетинга. Стоит помнить лишь о ручных настройках, которые позволят нам поставить усредненное значение, а не то, что предлагает экспонометр фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе нам понадобится лишь одно - RAW. С него и начнем.

Для начала посмотрим на оригинальный кадр.

Пример 1. Экспозиция 0.0.
Пример 1. Экспозиция 0.0.

Этот кадр будет наиболее правильным с точки зрения экспонирования. Здесь достаточно хорошо выделено небо, также хорошо различим фон. Но в идеале, ведь хочется не хорошо, а отлично, поэтому сначала спасем фон, прибавив 0.5.

Пример 1. Экспозиция + 0.5.
Пример 1. Экспозиция + 0.5.

Ну а теперь потянем небо, убавив 0,5.

Пример 1. Экспозиция - 0.5.
Пример 1. Экспозиция - 0.5.

То есть в итоге мы получили три файла, на крайних значениях экспозиции которых присутствует необходимый нам результат.

Вторым этапом нашего HDR будет обработка этих кадров в специальной программе, которая способна усреднять значения. Это может делать и Photoshop, но лично мне более удобной показалась программа easyHDR PRO 2 (на момент написания статьи версия 2.30.2). Итак, запускаем ее и нажимаем "Файл" - "Создать". Программа предложит указать те файлы, из которых необходимо создать HDR. Выбираем папку, где сохранены наши три файла, выделяем их и нажимаем "Открыть".

easyHDR PRO 2. Окно создания карты яркостей.
easyHDR PRO 2. Окно создания карты яркостей.


Здесь достаточно много изменяемых параметров, но не будем ничего менять и нажмем "Создать HDR". Учитывая, что в EXIF никаких изменений мы не производили, на экране появится предупреждение, которое мы смело проигнорируем.

easyHDR PRO 2. Предупреждение.
easyHDR PRO 2. Предупреждение.


После этого на экране появляется предварительное HDR.

easyHDR PRO 2. Предварительный HDR.
easyHDR PRO 2. Предварительный HDR.

И здесь мы сразу понимаем, что HDR не только объединяет экспозиции, но еще и цвета, превращая картинку во что-то необычное, сказочное и ужасно притягательное. И сразу хочется все свои кадры поскорее засунуть в эту программу и посмотреть, а что же получится на выходе. Так же не надо забывать про поле настроек на правой панели, на которой мы можем изменять не один десяток параметров для более точной настройки итогового результата.

Ну и еще несколько примеров.

Пример 2. RAW.
Пример 2. RAW.

Пример 2. HDR.
Пример 2. HDR.

Пример 3. RAW.
Пример 3. RAW.

Пример 3. HDR.
Пример 3. HDR.

Так же не следует забывать, что HDR, не смотря на кучу плюсов, не всегда и везде применим. Это всего лишь творческий инструмент, а не правило профессионального фотографа.