Мифы и легенды Древней Греции. Часть первая. Боке.

Уже давно хотел начать цикл статей о популярных мифах и заблуждениях, царящих в умах большинства фотографов. Пока не знаю, хватит ли меня на вторую часть. В любом случае, главное в любом деле начать. И начнем с самого, пожалуй, двойственного понятия - боке.

Точного определения этого слова не существует по сей день. И хотя оригинальный перевод с японского будет звучать как "размытие" или "нечеткость", само понятие "боке" намного более широкое. В узком смысле - это работа объектива в зоне нерезкости. В широком же - работа фотографа как художника, воплощение его самых смелых идей и фантазий.

Но начнем по порядку. Понятие "боке" применяется там, где есть ярко выраженная зона нерезкости, маленькая зона ГРИП. В основном, это портретная или предметная съемка. То есть любая подобная фотография будет состоять из двух вещей: объекта съемки и его фундамента - боке. И эти две вещи равноценны по значимости.

Мне не раз попадались статьи на сайтах и суждения на форумах, что боке очень второстепенно, и что от объекта съемки ничего не должно отвлекать. Интересно, как к такой обезьяньей логике отнесется прекрасная половина человечества? Можно как попало одеваться, краситься, пахнуть, ведь главное не обертка, а содержимое. Да и сильная половина слишком хорошо знакома со словами "дизайн", "стиль" и "индивидуальность", чтобы купиться на содержимое. Многие кстати тут же возразят, что я все утрирую, упрощаю и бьюсь в крайности. И приведут хороший пример с человеком, что не внешность главное, а его душа. Ну-ну. Посмотрим, как вы будете заниматься сексом с разжиревшей, целлюлитной, со шрамами и растяжками после родов женой. Если вы здоровый мужик, то через несколько месяцев такого кошмара, в вашей жизни появится любовница, и не думаю, что вы ей продолжите втирать очки про то, что внешность не главное в жизни. Важно все! И хорошо, когда это "все" находится в равновесии. Поэтому перед началом съемки надо хорошо подумать над объектом, боке и их взаимосвязи.

Боке зависит от десятков факторов. Главный, безусловно, сам объектив. Несмотря на то, что оптических схем не так много, рисунков объективов великое множество. Это как 4-х цилиндровый мотор в автомобиле - вроде суть одна, а итог у каждой модели разный. И этот рисунок порой не так просто вытащить. Еще сложнее вытащить его в той мере, в которой нам надо, не больше и не меньше. И достаточно трудно это сделать в строго определенной композиции.

Именно поэтому не может быть понятия "лучший портретный объектив". Это все равно, что есть черную икру каждый день. Не пробовали? Ну попробуйте для начала есть бананы каждый день. На сколько вас хватило? На неделю? Ничего себе! Да у вас серьезная выдержка и терпение. Тем не менее, бананов уже вам однозначно не хочется и вы жадно смотрите на другие фрукты, которые в общем-то никогда и не любили. И все потому, что хочется разнообразия. Так же и объектив. Какой бы он не был суперкрутым, рисунок приедается и надоедает.

Кстати вот наглядный пример о недостатке и переизбытке рисунка. Возьмем, небезызвестный "Гелиос-40". Щелкнем от балды, навскидку.

Пример №1 с Гелиоса-40

И какие мысли возникнут у новичка, взявшее в руки это легендарное стекло? А то, что его нагло прокинули, заставив заплатить около 12 000 рублей. Ведь такое можно снять и на 500-рублевом "Гелиосе-44". Он, глядя на красивые снимки, которыми пестрит интернет, конечно адресует свое недоумение на форумах. Но там его быстро убедят, что этому объективу вынь, но положь полный кадр, иначе он себя не раскрывает. Принимая все это за чистую монету, объектив продается другому человеку с похожей фотографической биографией. Так и получается, что эта оптика в основном кочует с полки на полку, а не приносит пользу. Хотя, если его продавать дороже, чем взял...

Переизбыток тоже плохо и легко портит кадр.

Пример №2 с Гелиоса-40

Правда, в отличии от недостатка, он не заставит уже никого расстаться с этим объективом, ведь рисунок получен и остается лишь направить его на благо снимка.

Для боке нет абсолютно никаких правил - есть лишь здравый смысл и художественность. К примеру, практически все студийные кадры мертвые лишь потому, что в них нет боке.

Пример студийного кадра

Но почему-то женский пол спит и видит себя в студии, чтобы потом похвастаться этими фотками перед подругами. Впрочем, когда не знаешь, что есть лучше, трудно это самое "лучшее" захотеть. А встретить его ой как нелегко.

Или вот еще пример.

Пример с отсутствием боке

Бесспорно боке есть, но в то же время его и нет, поэтому снимок получился таким же студийно-мертвым. Причем, такие снимки появляются на просторах Рунета все чаще и чаще, потому как цена светосильной оптики уже давно упала ниже психологического минимума. Автофокусный Canon 50/1.8 в хорошем состоянии можно без проблем найти всего за 3000 рублей. И это не есть хорошо. Уж на мыльницах с его огромной ГРИП портрет, как не сними, все равно не режет глаз. По крайней мере, есть на что посмотреть вокруг объекта съемки.

Пример неудачного фона

Современная автофокусная оптика, как не странно, имеет один рисунок. Видимо, в погоне за звенящей резкостью, производители оказались не в силах обеспечить художественную работу линз вне зоны ГРИП. Но никто из потребителей этого не видит. Может потому, что они сами не видели лучше. Но скорее всего просто играет главную роль мнение большинства. Возьмем, к примеру отзывы о современном объективе Sigma 85/1.4 за 30 000 рублей. Авторский стиль сохранен.

Очень крутое БОКЕ
"Очень крутое БОКЕ"

Не правда ли очень крутое боке? Берем следующий отзыв.

Боке шикарен
"Боке шикарен"

Полностью согласен. Я аж прибалдел от шикарности.

Боке создает настроение
"Боке создает настроение"

У вас создалось настроение? Если да, то закрываем этот блог, чистим хистори и больше сюда никогда не заходим. А если серьезно, то по этим примерам очень легко убедиться в том, что само понятие "боке" очень и очень субъективно. Кому-то создает настроение черная тряпка в студии. Кому-то размытый фон с полным отсутствием информации и художественности. Кого-то устраивает и голая стена. И разве мы можем как-то пытаться переубедить этих "фотографов" в обратном? Да и надо ли нам это? Ведь важно было понять совсем другое. Боке - это душа снимка, а без души, как известно, тело превращается в робота или мертвеца. И если мы искренне хотим сделать снимки живыми и художественными, придется искать гармонию в фотографии. Но для начала придется найти гармонию с самим собой...