Советы новичкам. Часть I. А был ли мальчик?

"Выбрав из двух зол меньшее, не забывай, что ты выбрал ЗЛО".
Абу Шломо.


Внимание!!! Статья предназначена исключительно для начинающих фотографов, впервые покупающих фотоаппарат или подумывающих взять что-то на замену своему сотовому или допотопной пленочной мыльнице. В связи с этим более продвинутым фотографам настоятельно рекомендуется читать этот материал с хорошо дозированной долей юмора и поправкой на ориентацию целевой аудитории, а не искать в словах автора признаки дилетанства или неожиданно подкравшегося слабоумия.

Сегодня я попробую открыть новый цикл статей, ориентированных в первую очередь на новичков. Как всегда, не могу заранее сказать, последуют ли продолжения, но я постараюсь всячески поспособствовать этому.

В интернете существует огромное, даже гигантское количество статей, посвященных выбору фотоаппарата. Но, что самое интересное, ни одна из них не отвечает своему содержанию. Первая половина авторов тупо делает обзор нескольких фотоаппаратов с ценами и искренне рекомендует их к покупке, демонстрируя тем самым свои узкие и бледные знания современного рынка наравне с полной неспособностью перемножить дважды два и дать по-настоящему практические рекомендации новичкам. Вторая же половина начинает ярко сверкать своим интеллектом, щедро осыпая читателей многочисленными специфическими терминами, типа RAW, стабилизатора, светосилы или аберрации, забывая, что они общаются не сами с собой, как, судя по всему, это обычно происходит у них в жизни, а с людьми, многие из которых по сути никогда еще не имели дел с целенаправленной съемкой, ориентированной в первую очередь на конечный результат, а не тренировку подушечки указательного пальца с помощью спусковой кнопки. Те же немногие адекватные фотографы, которые способны грамотно раскрыть суть проблемы, как правило, загнаны в узкие рамки цензуры коммерческих журналов или сайтов. Учитывая, что на данном ресурсе подобных проблем не существует, можно смело приступить к написанию статьи.

Начнем с самого главного - с причин, которые побуждают новичка купить фотоаппарат. Именно с этого всегда и надо начинать любую покупку, а не с самого желания. И подобным образом надо поступать абсолютно в любой ситуации в жизни. К примеру, нам захотелось купить планшет. В этом случае не надо судорожно перечитывать обзоры, ходить по магазинам, разговаривать с продавцами или "счастливыми" владельцами, дабы выбрать желанную вещь, а постараться ответить на наипростейший вопрос, а зачем она нам нужна. И, как показывает практика, в 99% планшет действительно окажется ненужным. Но проблема в том, что этот вопрос никто себе не задает. И даже не догадывается о его существовании. А если случится чудо и такой вопрос все же будет задан, то ответ на него будет всегда однозначным. Но о причинах этого очевидного ответа чуть ниже.

Итак, истинных причин для покупки фотоаппарата у новичка всего четыре. Хотя это не так мало. У профессионала, к примеру, их в два раза меньше. Это покупка второй камеры для конкретных нужд, и апгрейд. Так что новичкам в этом плане повезло в два раза больше:

1. Стадный эффект;

2. Попытка компенсировать свое маленькое/висячее  мужское/женское достоинство;

3. Необходимость в любительской съемке всего подряд для социальных сетей;

4. Неожиданное и совершенно необъяснимое желание снимать портреты с размытым задним фоном.

Начнем с пункта 1. Стадный эффект - один из многих неотъемлемых аспектов животного мира, который подавляющее большинство современных людей, к сожалению, не потеряли в процессе своего эволюционного развития и социализации. Проявляется он в первую очередь полным или частичным отсутствием своих мыслительных процессов и их восполнением за счет копирования чужих. Этот эффект, если он присутствует у индивида, поражает, как правило, все аспекты его жизни, в том числе и необходимость покупки всех вещей. И здесь стадная мотивация будет работать по двум направлениям: по стадному мнению и стадной покупке. Стадное мнение в данном случае утверждает, что с зеркального фотоаппарата можно сделать в разы более качественную фотографию, нежели с мыльницы; что снимает только фотоаппарат, а фотограф не принимает никакого участия; да и чем дороже фотоаппарат, тем лучше результат. Стадная покупка определяет покупку не того, что действительно нужно и нужно ли вообще, а того, что есть у остальных.

Главная опасность стадного эффекта в том, что вытесненные индивидуальные мыслительные процессы, безусловно, уже не способны определить воздействие стадного эффекта на самого индивида, потому как в замещенных процессах такая функция вырезана подчистую. Единственный способ определить стадную мотивацию покупки можно лишь постфактум, передав свои работы настоящему фотографу, который сразу их забракует. А учитывая, что подобных профессионалов очень мало, да и вряд ли им будет интересно копаться в вонючем мусоре, выявление стадной мотивации становится достаточно неблагодарным занятием. Даже задав самому себе вопрос, а почему я собственно говоря хочу купить фотоаппарат, ответы будут сильно отличаться от "потому что Вася такой же купил" и "потому что качество крутое" в сторону "фотография мне очень интересна" и "я творческая личность". Это как рождение ребенка: родители будут нести кучу бреда, типа "стакана воды", передачи наследства, бесценной для мироздания фамилии, эгоизма, невозможности родить потом и недостатка в близких людях, чем признают банальный животный и во многом стадный инстинкт.

И хотя стадо живет по своим законам, оно постоянно пытается скопировать что-то от нормальных людей, не понимая, что найти сочетания в данном случае невозможно. Например, носить джинсы с туфлями на каблуке, отращивать длинные волосы, чтобы потом изуродовать челкой или проводить интернет, чтобы проводить время исключительно в социальных сетях. Эту цепочку можно продолжать бесконечно, но суть здесь одна - человеческий инстинкт самосохранения всячески пытается вернуть утраченные мыслительные процессы. И это не может не радовать. Кто знает, может через сотню-другую лет человеческое стадо все же превратится в общество.

И хотя жизнь в социуме накладывает определенные правила и ограничения, стадо, почувствовав некоторое ослабление, сразу же показывает себя во всей красе. Например, под воздействием алкоголя или оставшись небольшой группой в одиночестве. К примеру, нижеследующий кадр очень наглядно демонстрирует популярный стадный двухпальцевый жест, означающий принадлежность к конкретному отряду парнокопытных подотряду жвачных двурогих. И хотя об этом можно догадаться и без всяких жестов, просто посмотрев на эту фотографию, стадо считает должным всячески это подчеркнуть.

Рис. 1.
"Два рога, а не бык, шесть ног без копыт". Русская загадка.

Подчеркивание может быть и иного характера, но в тоже время всегда хорошо узнаваемым окружающими. Но самое комичное в этой ситуации то, что это стало считаться НОРМАЛЬНЫМ. А если быть совсем точным, то общество просто закрыло глаза на выходки стада, позволив ему заниматься особенно любимым самовыражением, даже не подозревая о последствиях.

Рис. 2.
"Будто корова языком слизнула". Русская пословица.

А последствия не заставили себя ждать. Сначала стадо, которое всегда превалировало над обществом ввело такое понятие как "мода", причем очень сильно скрывая ее истинное определение. Мода - отсутствие собственного мышления, следование мнению большинства. То бишь стадо нашло синоним сильно обидному словосочетанию "стадный эффект". А затем моду стали проецировать на общество.

Рис. 3.
"Свинье только голову просунуть, и вся пролезет". Русская примета.

И тут выяснилась еще одна закономерность. Оказывается, структура общества оказалась неоднородной: представители стада составили добрую половину. Просто с рождения им прививали человеческие черты и ограничивали поток общения с себеподобными. Теперь же с экранов телевизоров, журналов, сайтов и прочих СМИ рухнул поток модной информации, которую не в силах был остановить никто. И общество заметно поредело вместе с непреложными истинами и незыблемой моралью. Именно поэтому найти сейчас адекватный ответ на любой свой вопрос стало задачей архисложной. Именно поэтому представитель стада будет покупать фотоаппарат, особенно зеркальный. Ведь это сейчас модно.

Рис. 4.
"Каждая собака знает". Русская поговорка.

Второй пункт нашей сегодняшней концертной программы уводит совсем в другую сторону психологии - комплексов. И сразу же надо выделить две категории подобных покупателей с подобными проблемами. А если быть точнее, с комплексом "школоты" и комплексом низкой самооценки. Так же необходимо отметить, что на практике упомянутые комплексы, по большей части, прочно и неразрывно связаны с первым пунктом. В теории же комплексы порой идут как самостоятельные причины, поэтому рассмотрим их более подробно.

Первый поцелуй всегда самый романтичный и запоминающийся до конца жизни.
Первый поцелуй всегда самый романтичный и запоминающийся до конца жизни.

Комплекс "школоты" существовал всегда и во все времена. Но только с появлением интернета получил миллионы гектар плодородной почвы. Комплекс связан не только с нетерпимостью к более высокой интеллектуальной, и по большей части абсолютно недостижимой, ступеньке, как правило, более старшего поколения, которому противопоставляется свой бесценный "жизненный опыт" и основы русского языка, но и болезненным желанием приобщиться к правам (никак не обязанностям) совершеннолетнего / обеспеченного населения. Десяток лет назад этот комплекс был присущ детям 10-17-и летнего возраста. Но сейчас в связи с серьезной задержкой умственного развития у современного поколения, верхняя планка полностью исчезла.

Говоря проще, "школота" всячески старается поскорее стать похожей на взрослых, а затем, убедившись в достижении этой цели, и превзойти их. Начало обычно всегда стандартно и хрестоматийно - сигареты, выпивка и мат. Кстати ответить на вопрос, почему у взрослых начинают перенимать именно плохие привычки, а не хорошие, не так уж сложно, потому как между подростком и "школотой" разница такая же, как и между пчелой и мухой: вроде обе насекомые, имеют крылья, но вот только первая летит на мед, вторая же на дерьмо. Затем начинается беспорядочный секс и часто наркотики. Само собой, редко кому удается вылечиться от комплекса "школоты" до достижения совершеннолетия, потому как это считается нормальным. Поэтому подобное быдло, попадая в настоящую взрослую жизнь, если и меняется, то исключительно в худшую сторону, добавляя еще и криминал.

Рис. 5.
- Представляешь, коктейль ей купил за целых 90 рублей, а она все равно не дала!

Само собой, планшет, крутой сотовый и зеркальный фотоаппарат нужен "школоте" исключительно для повышения своего статуса. Так же для этой цели подойдут золотые кольца на каждом пальце, шубы и дубленки, а с 18 лет еще и личный автомобиль.

Рис. 6.
- А правда, что ты все еще целка?
- Да и так видно, Лен. Пошли всему классу расскажем, чтобы с ней никто больше не общался.

К подобным средствам для достижения своей цели прибегает и вторая категория, болеющая комплексом неполноценности. Вот только мотивация у этих индивидов несколько иная. Обладая врожденными физическими / умственными недостатками, подобные личности исправлять их не торопятся, искренне считая, что так оно и надо, но, тем не менее, компенсируя их совершенно непригодными для этого вещами. Например, постоянными тупыми спорами на тематических форумах, выбором соответствующей одежды (утягивающее белье, пушап, брюки) и покупкой зеркального фотоаппарата. То есть вместо того, чтобы решать проблемы, эта категория просто маскирует их от окружающих, всячески отвлекается от их наличия и пытается обзавестись кучей, на их взгляд, достоинств.

Безусловно, между "школотой" и "неполноценными" можно смело ставить знак равенства и винить в первую очередь родителей, которые вовремя не уберегли своих чад от первых пунктов, не обеспечив должную интеллектуальную базу. И эти чада уже обречены, потому как породят точно такой же замкнутый круг.

Рис. 7.
- Мам, а дашь сегодня 40 рублей на проезд?
- Ты что? Мне и так на бензин на Landrover не хватает. Да и еще за особняк скоро налог платить. Пешком дойдешь.
P.S. Более подробно можно прочитать здесь.

Ну а теперь пора перейти непосредственно к фототехнике и оставшимся двум пунктам. Если конечно, вы не попали под первые два. Впрочем, в этом никто никогда не сознается, иначе бы они никогда не стали большой гнойной раной современного общества.

Итак, вы зарегистрировали свою страничку в социальной сети, сразу поняли, что без наглядности тут никуда и задумались о покупке фотоаппарата. Со старой пленочной мыльницей слишком много геморроя, да и не очень хочется показывать работникам фотолаба свое истинное Я. Сотовый же снимает настолько мыльно, что порой трудно разобрать, что за человек на фотографии. Да и человек ли вообще. Кстати в подобном случае не пеняйте фотоаппарат, а присмотритесь внимательнее. С большей долей вероятности вам попался на глаза первый пункт.

Может для вас это и покажется откровением, но все современные фотоаппараты снимают одинаково. Что мыльница за 3000, что зеркалка за 600 000. Предвидя следующий вопрос, приведу пример с автомобилями. От точки А до точки Б по сути вас может довезти и старенькая "копейка" за 10 000 и "порш" за 7 000 000. А может и такси. В последнем случае вообще руль крутить не надо. Так зачем платить больше? Все просто, довезти-то они довезут, но вот только как. На "копейке" трясясь и переживая за свою жизнь, на "порше" в комфорте и с большой скоростью. Или поехать от Москвы до Владивостока на поезде или полететь на самолете. Итог один. Опять же разница в комфорте, времени и цене. Но тем не менее, в Магадан вы на поезде не доедете. Как не проедете по мокрому полю в деревне ни на своем "порше" ни на "копейке". Всему свое предназначение.

Так же и с фотоаппаратами. Сделать хорошую фотографию вы сможете на любом, но на более дорогом гораздо с большим комфортом, затратив меньше времени, но сильно потратившись. Разве вам это надо, если вы не относитесь к первым двум пунктам? Но это еще не все. Как и среди машин, в фотоаппаратах есть специфические функции, которые стоят дополнительных денег. Порой сотен тысяч. Именно поэтому надо хорошо разобраться в том, что конкретно вы собираетесь снимать. Купив "джип", вы не сможете гонять, а приобретя спортивное купе, потеряете в комфорте и в месте для багажа. Универсального варианта здесь не существует.

Рис. 18.
- А в магазине сказали "внедорожник".

В третьем пункте надо определиться лишь с двумя составляющими. Первая, собираетесь ли вы снимать удаленные объекты. Например, птичек, луну или голых девушек в соседнем общежитии. Вторая - увлекаетесь ли пейзажами. Если ничего подобного не требуется, то можете смело покупать самую дешевую мыльницу. Фирма здесь значения не имеет. Серьезно. Неужели вы наивно думали, что "Мерседес" лучше "Ауди" или "БМВ"?

А вот если папарацци и пейзажистом почувствовать себя все же хочется, то малой кровью обойтись не получится, потому как придется учится понимать циферки и сравнивать их. Хотя бы на калькуляторе. И вот здесь надо кое-что пояснить о фокусном расстоянии и угле зрения современных объективов.

По сути фокусное расстояние - это синоним увеличения. Наш человечески глаз имеет 50 миллиметров фокусного расстояния. Соответственно 100 мм будет уже двукратным увеличением по сравнению с глазом. Чем больше миллиметров, тем больше увеличения. Если, к примеру, нам надо 20 крат увеличения, то объектив нужен 1000 мм.

Теперь закроем один глаз. Все, что мы видим, называется углом зрения. Это угол зрения 50 мм объектива. Открыв второй глаз, мы увеличиваем угол зрения. Объекты же при этом не увеличатся и не уменьшатся, потому как второй глаз тоже имеет фокусное расстояние 50 мм.

А вот объектив с фокусным расстоянием 25 мм уже будет уменьшать объекты по сравнению с глазом, увеличивая само собой угол зрения. То бишь угол зрения двух 50 мм объективов будет равен одному 25 мм, но увеличение будет разным. В фотоаппарате не бывает двух объективов, поэтому придется мириться с уменьшением объектов, но радоваться большему углу.

Безусловно, все же лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Поэтому наведем фотоаппарат на одну точку и поиграемся с фокусными расстояниями.

Рис. 9.
Фокусное расстояние 37 мм. Хороша видна вся школа и 12-и-этажка.

Рис. 10.
Фокусное расстояние 50 мм. Школа уже не входит в кадр. 12-и-этажка все еще видна.

Рис. 11.
Фокусное расстояние 200 мм. Школа уже исчезла вместе с частью 12-и-этажки.

Рис. 12.
Фокусное расстояние 500 мм. Школы и 12-и-этажки уже нет.

На снимках очень хорошо видна зависимость фокусного расстояния и угла зрения. В современных мыльницах ставится зум-объектив, способный изменять фокусное расстояние / увеличение / угол зрения. Минимальная величина будет нужна пейзажистам. Чем она меньше, тем больше влезет в кадр. Максимальная величина пригодится папарацци. Чем она больше, тем ближе будет птичка. Искать заветные цифры надо в технических характеристиках фотоаппарата под названием "Фокусное расстояние, приведенное к 35 мм". К примеру, цифры 37-200 говорят о том, что на минимальном фокусном расстоянии нам будет видно 1,5 глаза, а на максимальном мы получим четырехкратное увеличение.

Максимальное фокусное расстояние деленное на минимальное называется зумом и гордо пишется на корпусе мыльницы. Не спутайте эту цифру с увеличением, ведь объектив 24-240 с цифрой х10 на самом деле будет увеличивать в 240 / 50 = 4,8 раза. Так же не забывайте, что чем больше число зума, тем больше, тяжелее и дороже фотоаппарат. К примеру, мыльница 28-140 стоит 2200 при весе 170 грамм, а мыльница 24-1200 стоит 17000 при весе 600 грамм. Но, как я уже писал, для простых повседневных задач для социальных сетей, типа "я слева", я "справа" и "я пью пиво" подойдет самый дешевый вариант.

Рис. 13.
- Кать, хватит дурачиться.
- Да ладно. Все равно рядом никого с фотоаппаратом нет.

Ну а теперь перейдем к пункту за номером 4. Но перед этим внимательно перечитайте пункты 1 и 2. С 99%-ой вероятностью вы затесались именно там.

Для того, чтобы размывать задний фон, совсем не обязательно покупать зеркалку. Для этого придется запомнить определенные зависимости.

1. Для того, чтобы размыть фон, надо, чтобы он был. Поэтому фотографируя на фоне кирпичной стены вы ничего не добьетесь.
2. На размытие влияет фокусное расстояние / увеличение. Поэтому задираем побольше зум, отходим ножками подальше от модели и делаем кадр.
3. Чем ближе мы стоим к модели, тем размытие больше.
4. Всегда снимаем на программе "Портрет", которая есть в любой мыльнице.

Все. Ну а как же зеркалки? Почему про них ни слова. А все просто. Чтобы получить ВСЕ возможности мыльницы за 17000 вам надо потратить более 340 000 на зеркалку с объективами. Ну и нанять двух-трех грузчиков, которые будут таскать все это многокилограммовое добро.

Зеркалка нужна для специфических задач. И пока они не появятся в вашей жизни, потратьте лишние деньги с умом. Хотя бы в первый раз в жизни.

Рис. 14.