Закон спроса и спроса.

Думаю, большинство из нас не раз обращало внимание на высокие цены старой советской мануальной оптики, которые все растут и растут с каждым годом. Причем, совершенно непонятны их экономические обоснования. Да, безусловно, существует абсолютно объективный закон спроса и предложения, который заставляет продавца увеличивать цену на товар, который часто покупают. Но ведь объектив по здравой логике должен обладать эластичным спросом, а, следовательно, с увеличением цены и хуже продаваться. Но этого не происходит. Попробуем разобраться с этой непростой экономической несостыковкой. На самом деле, вопрос не так прост, как может показаться сначала. Для ответа на него придется сделать несколько лирических отступлений, разобраться во многих фактах и найти их взаимосвязь.

Эластичность спроса - одно из базовых понятий в экономике. Оно показывает, насколько изменится спрос, если изменится цена на товар. К примеру, у лекарств, хлеба, одежды и прочих товаров первой необходимости спрос абсолютно неэластичен, то есть будет оставаться на одном месте, независимо от повышения цен. В нашем современном мире сюда можно добавить, пожалуй, и бензин, хотя к первой необходимости его никак не отнесешь. Соответственно эластичный спрос бывает обычно на товары, где повышение цены мгновенно понижает желание покупателя приобщиться к деликатесам, ювелирным украшениям, "ифонам" и т.п., то бишь предметам второй или ненужной необходимости. Впрочем, при доступности кредитов и здесь нарушается хрупкое экономическое равновесие: человек лучше будет меньше жрать, зато щеголять с новым планшетом.

Закон спроса и предложения
"Закон спроса и предложения"


Так же необходимо отметить, что на эластичность спроса влияет не только цена. К примеру, если iPad 2 стоит около 25000, а в продаже появляется какой-нибудь китайский гугловый планшет за 4000, спрос на iPad будет более эластичным, нежели ранее. Впрочем, и появление Galaxy Tab за цену около 30 000 также оттянет покупателей, а следовательно добавит эластичности продукции Apple.

А теперь, перед тем как перейти к советской оптике, посмотрим, а что же такое фотография. По сути, это хобби для избранных, товар роскоши. Сомневаетесь? Посмотрите на оригинальные ценники старой оптики. К примеру, среднестатистический среднеформатный "Калейнар-3Б" стоил 550 рублей. А теперь самостоятельно посчитайте, а сколько нужно было работать на это стекло обычному советскому трудяге. И не забывайте, что в магазинах их особо не было, и что приходилось переплачивать спекулянтам. Думаете, что сейчас что-то изменилось? Ни в коей мере. Разве что вышеупомянутые кредиты позволяют нам сразу приобщиться к этому виду искусства. По самым скромным подсчетам, для того, чтобы купить тушку начального уровня, китовый объектив и простенькую китайскую вспышку, надо потратить целую зарплату. Для того чтобы купить тушку среднего уровня, с более-менее приличным универсальным зумом и фирменной недорогой вспышкой, уже придется отдать две зарплаты. Ну а если все же поставить цель заниматься художественным фотоискусством, а не снимать всякую ерунду, то работать на фототехнику придется как минимум год. Вы все еще думаете, что фотография не хобби для избранных и не является предметом роскоши? ;-)

И окончательно поставим точку в кредитах. Разумеется, они влияют на эластичность спроса в некоторых видах товара, в каких влиять в общем-то не должны. И хотя нормальный человек потратит их на срочную и дорогую операцию, платное обучение или похожее безвыходное положение, большинство баранов, кои и составляют по большей части наше общество, потратят на последнюю модель "ифона", "галакси" или "хундай". Чем закончится подобный образ жизни и чем придется за это расплачиваться, уже выходит за рамки нашей статьи, поэтому вернемся к объективам. Теоретически никто не будет брать объектив в кредит, тем более старый, потому как в цирке, в котором эти барано-клоуны живут и плодятся, произвести впечатление мануальными стеклами не удастся. Безусловно, "зеркалки" эти животные покупают, дабы не отделяться от остальных баранов в стаде, как покупают и ноутбуки и кольца с надписью "спаси и сохрани". Но вот старые мануальные объективы никогда. Незачем.

Человеческое общество
Вот теперь перейдем к основному вопросу этой статьи. Так почему же растут цены на товары якобы эластичного спроса? Для примера рассмотрим достаточно нашумевший объектив "Гелиос-40". По сути это достойный портретник с достаточно интересным боке. Не больше, не меньше. Но его цена, которая в прошлом году составляла около 8000, в этом уже зашкаливает за 12000. И экономические причины увеличения эластичности здесь не очень подходят. К тому же это товар роскоши. Многие возразят, как это не подходят экономические причины, а как же товары-заменители? В общем-то верное замечание, ведь подобные уникальные мануальные объективы есть. Но их не очень много, да и среди автофокусных подобные экземпляры встречаются, поэтому на наши выводы это не очень повлияет. Так что вернемся к "Гелиосу-40". Итак, во-первых, заменитель у него всего один и это Biotar 75/1.5, который стоит баснословно дорого и очень редок. А во-вторых, учитывая огромное количество "фотографов", которые не видят разницу в боке между абсолютно разными объективами, товаров-заменителей у этого стекла десятки. Да и в третьих, многие автофокусные объективы дают абсолютно одинаковую картинку с мануальными стеклами. Неужели опять тупик?

Не совсем тупик. Сделаем еще одно, последнее лирическое отступление. Несколько лет назад производители компьютерных игр стали продавать цифровые версии своих продуктов, которые по здравой логике должны были продаваться гораздо успешнее своих коробочно-материальных собратьев, ведь и дешевле, и в магазин ходить не надо. Не тут-то было. Игроки очень плохо покупали и покупают цифровые версии, отдавая предпочтения коробкам. Даже небезызвестная Sony прогорела со своей новой версией консоли PSP Go, в которой она лишилась UMD-привода, и рассчитывалась исключительно на цифру.

Вот в общем-то мы и пришли к ответу, который получился уж слишком комплексным. Да, многие мануальные объективы дают художественную картинку, которую достаточно сложно или невозможно реализовать на автофокусных конкурентах. Да, они относительно дешевы по сравнению с современными и имеют более прочную металлическую конструкцию. Но не в этом суть. Взяв в руки старую оптику, да и еще легендарной страны, в твоей голове щелкает что-то. Что-то очень непонятное. Но приятное. Ведь тогда объективы делались для настоящей фотографии, а не для самоутверждения баранов. Для осмысливания композиции снимка, а не для тупого нажимания кнопки. И когда ты прикручиваешь эту пахнущую фотографией вещь, руки поневоле тянутся к фокусировочному кольцу, чтобы впитать всю энергию, заложенную конструкторами, дабы стать одним целым с объективом. Это эмоции. И они дорого стоят. И они совершенно неэластичны.