"Черный квадрат".

"Большая часть людей, которых мы называем культурными, — это
люди, обладающие воображением, но начисто лишенные понимания
естественной правды, в чем, собственно, и состоит настоящая культура.
Нынешнее время лишь сумерки культуры…".
Август Эйнзидель.

В нашей жизни есть вещи, понять которые сможет далеко не каждый. А если быть совсем точным, то таких вещей большинство. И хотя они придуманы человеком для человека, признаны миром и обществом, все равно остаются уделом лишь для немногочисленной группы избранных. И дело совсем не в том, что в процессе своего эволюционного взросления человеческая раса начала деградировать обратно к прародителям. Да и не в том, что ребенка с самого детства воспитывают на идеалах коллективного несознания, не прививая зачатки культуры. Настоящая причина гораздо проще и понятнее. Но она настолько глубока, что потребует некоторого вступления.

Для начала спустимся в самый низ нашего развития, в первобытное общество. Обезьяна, получив мыслительный процесс, начала применять его ко всему, что может упростить ей жизнь. Она начала долбить кокосы камнями, тыкать палками в бананы, которые не могла достать, и разводить огонь для согрева своей шкуры. И в этот момент волосатый недочеловек понял, что свести свою жизнь к тупому набиванию брюха и размножению относительно проблемно, учитывая, что вкусные мамонты и привлекательные самки абсолютно не разделяли его желаний. Тогда он взял в костре уголек и нарисовал. Нарисовал то, о чем мечтал, и то, что видел в своих снах. Но его рисунки увидели и другие неандертальцы. И они настолько впечатлились увиденным, что весь уголь тут же разошелся по всему племени. Через некоторое время стало ясно, что большинство рисунков оказалось похожим на другие. И этому первобытный человек совсем не удивился, ведь разве может кому-то нравится мелкий костлявый мамонт или уродливая самка?

И хотя время шло своим чередом, постоянно меняя человеческие идеалы и жизненные цели, принося новые способы их выражения, человек никогда не терял способность понимать то, что нарисовано, спето или вылеплено из глины, потому как сам хотел абсолютно того же.

Спустя еще несколько сот лет человек стал отражать уже не только свои мечты, но и вообще все. Все, что приходит в голову. Одни вещи были предназначены отставить след в истории, другие развеселить публику, третьи выплеснуть свои эмоции. Так наравне с художниками появились музыканты, скульпторы и писатели. И в этот самый момент человеческое общество разделилось на "право имеющих" и "тварей дрожащих". Первые получили все блага, вторые лишь долгий и изнурительный труд. Первые слушали музыку, позировали для статуй и картин, читали книги - вторые делали глину, бумагу и дерево с металлом. Первые поднимали вверх человечество - вторые всячески тянули его вниз.

"Специалисты по древнегреческой культуре утверждают, что тогда люди не считали мысли своими собственными. Когда древним грекам приходила в голову мысль, они считали, что это бог или богиня отдают приказ. Аполлон велел им быть храбрыми. Афродита приказывала им влюбиться. Теперь люди слышат рекламу чипсов со сметаной и спешат купить их, но теперь они называют это свободой воли".

Чак Паланик.

Прошло еще время и XIX век начал подходить к концу. В мире наступила пора революций, в результате которых высшее общество было навсегда сброшено со своего трона. На его место пришел угнетаемый класс, который за тысячи лет полностью забыл, что такое искусство. И со смехом глядя на картины и статуи, народ принял решение создать новую культуру, понятную любому. Именно так появились две культуры - истинная, основанная на талантах и эмоциях и ложная, состоящая из обезьяньего интеллекта.

Само собой, обижаться за это на наших предков ни в коем случае нельзя. Ведь постоянное разделение людей на непримиримые группы всегда сопровождает любой эволюционный процесс. Сначала человечество ело только сырых мамонтов. Затем время раздело на жаренных и сырых. Затем жареные разделились на различные части животного, а сырые стали вялить или есть с разными травами. И так далее. В современном же обществе делений миллионы во всех сферах жизни, и о об этом редко кто задумывается, называя все это вкусом.

Развитие ложной культуры пошло семимильными шагами, ведь лидеры трудового класса были в основном интеллигенцией, и отлично понимали, как именно промывает мозги подобная пропаганда. И чем проще для усвоения был вид искусства, тем больше сил в него вкладывалось. Хорошим примером такой обезьяньей ориентации служит картина Казимира Малевича "Черный квадрат". Какой смысл рисовать что-то серьезное, если массы это просто не поймут?

Казимир Малевич.
Казимир Малевич. "Черный квадрат".

А примитивная геометрическая фигура более чем понятна. Ведь большинство будет показывать на нее пальцем и говорить:"Гы-гы, квадрат". Да, именно квадрат. Если же подсунуть что-то другое, то кроме молчания и непонимания может возникнуть и ненависть, а это уже плохо. Само собой, картины дальше стали усложняться. Правда, по тому же принципу.

Кузьма Петров-Водкин.
Кузьма Петров-Водкин. "Натюрморт с селедкой".

Все началось с живописи, радио, затем плавно перешло в кино и завершилось на сегодняшний день интернетом. И законы ложной культуры свято соблюдаются до сих пор: чем примитивнее образы, закладываемые в искусство, тем больше шансов, что это дойдет до современной обезьяны. Поэтому большинство даже здравомыслящих людей рано или поздно отупляются подобным подходом и с удовольствием зомбируются телевизором или подсаживаются на наркотическую иглу социальных сетей. Но сделать уже ничего нельзя, потому как вектор деревенской простоты и абсолютного тупизма выбрало само человечество.

"Всегда существовало две культуры: культура подлинная, культура белая, настоящая и низовая культура, культура плебса и челяди, культура, изобретавшая стишки Кирши Данилова: «бездырые бегут, попердывают, безносые бегут, понюхивают». И всегда у Кирши Данилова читателей было в сотни и тысячи раз больше и всегда на то, как скоморохи показывают гениталии и делают вид, что отрывают друг у друга языки собиралось гораздо больше народу посмотреть, чем на возможность услышать в подлиннике от автора «Слово о полку Игореве»".

Александр Невзоров.

А что же случилось с настоящей, истинной культурой? Неужели она полностью умерла под натиском обезьяньей? К счастью, этого не произошло. Она живет и здравствует в сторонке, качаясь на волнах перемен. Иногда некоторые представители человечества оживляются и вспоминают, что есть такое явление, и что когда-то было модно во всем этом разбираться. А некоторые идут еще дальше, пытаясь все это понять и разобраться, не подозревая, что через несколько часов их одолеет невыносимая скука, которая заставит закопать в землю это необычное начинание. Ну а меньшая часть, совершенно не задумываясь, понимает и ценит искусство. Чувствует эмоции, мысли и настроение автора. А ведь их родители совсем не приучали своего ребенка к высокому и в большинстве своем сами ничего в этом не понимают.

"На каждые пятьдесят человек, посещающих у нас оперу, один, быть может, любит ее уже и сейчас; из прочих сорока девяти большинство, как мне кажется, ходит в оперу затем, чтобы научиться ее любить".

Марк Твен.

Теперь вернемся к самому началу статьи и попробуем ответить на главный вопрос. Само собой, дело не в "высших" культурных генах, которые странствуют случайным образом между наследниками. Как я уже писал выше, все намного глубже.

Человек с самого своего рождения учится познавать мир. По большей части перед ним предстают зрительные, слуховые и осязательные образы, на которые он реагирует тем или иным образом. Ребенок открыт, искренен, прямолинеен. Он еще не знает, что такое ложь, зависть или зло. Все его эмоции настоящие и именно поэтому на данном этапе все мы одинаково культурны. Затем человек уже не учится познавать - он познает. Научившись смотреть, слушать и осязать, ребенок начинает применять свои способности ко всему вокруг. И то, что окажется рядом с ним в первую очередь, станет для него эталоном. Само собой, окружив его обезьянами по телевизору, обезьянами в детском саду и обезьянами в виде родителей, нетрудно будет предположить, на кого он будет похож.

"Политика, массовая культура, СМИ превращают людей в быдло".

Леонид Ярмольник.

Но и это еще не конец. На третьем этапе своей жизни человек получает в распоряжение мозги и начинает заново познавать мир. Ему перепадает уникальный шанс пересмотреть свои взгляды, свое воспитание, своих друзей. Еще есть время понять, в чем разница между Казимиром Малевичем и Сандро Боттичелли, Джастином Бибером и Элвисом Пресли, Джоан Роулинг и Артуром Конаном Дойлем. Можно вновь почувствовать себя ребенком. Тем самым, который искренне хочет научиться понимать этот мир, а не заставить мир понимать тебя. Также не будет лишним вспомнить теплый яркий костер в поздний осенний вечер, огромное звездное небо над головой и летний дождик, во время которого было весело топать по лужам босыми ногами. К счастью, некоторые после третьего этапа становятся наконец людьми и всегда радуются редкой возможности прикоснуться к прекрасному. Остальные же навсегда остаются за бортом искренних человеческих эмоций и морали.

"Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово: гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой".

Илья Ильф и Евгений Петров.


Само собой, фотография как вид искусства имеет очень прочную связь с "Черным квадратом". Ведь снимок должен быть красивым, гармоничным, правильным и главное - передавать эмоции. За примерами далеко ходить не надо - возьмем фотографию первого попавшегося "профессионального" фотографа.

Пример 1.
Пример 1.

Эмоции есть, да, но они ужасны. На что рассчитывал фотограф, помещая в кадр откровенную вульгарщину в виде синего бюстгальтера, совершенно не в цвет платья, да и к тому же торчащего на виду? Сделать приятное модели, сфотографировав все по-настоящему, как есть, показав эту грязь всему интернету или извращенцам, которые фанатеют от подобных колхозниц? Ну так а эмоции? Какие эмоции должны у нас возникнуть, глядя на эту доярку с отрезанным вторым глазом, дебильной улыбкой и размытым куском головы на переднем плане? Ну как минимум "Ох, какая красивая девушка. Прямо душа радуется! Да и фотограф классный!"

Едем дальше?

Пример 2.
Пример 2.

Ну что, есть эмоции? Очень любопытно какие? Даже если отбросить очередную вульгарную доярку в центре кадра с немым выражением ли... тупой мордой и задуматься о композиции вообще, то становится понятным, что вложить человеческие эмоции в двухмерный объект не так-то просто. Особенно тогда, когда не знаешь, что такое эмоции вообще.

"ПРЕДЕЛ ТУПОСТИ — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее.".

Сальвадор Дали.

Пример 3.
Пример 3.

А вот над этой фотографией я искренне поржал. Хотя наверное фотограф с моделью настраивались на эротическо-возбуждающий эффект...

Подытоживая сегодняшнюю статью, хочется отметить, что дуализм нашей культуры далеко не такая проблема, как кажется на первый взгляд. Да, примитивизм, тупость и закрытость человека не есть хорошо. Да, своим поведением он закапывает все то хорошее, что завещали нам предки. Но никогда не стоит забывать о том, что какой бы путь человек не выбрал для себя, он никогда не сможет избавиться от подсознания, которое будет двигать его голову в сторону красивой девушки / мужчины. Которое проронит редкую слезу на хорошем фильме. И которое хотя бы иногда будет напоминать о том, что мы все-таки не геометрические фигуры, а... люди.