Юпитер 21А vs Юпитер-21М.
Так сложилось, что с подачи некоторых, особо "умных" фотографов, активно делящихся "советами" на многочисленных фотофорумах, Юпитер-21А для многих стал вожделенной покупкой. Я не раз был свидетелем того, как на Молотке это стекло уходило за 15 000 рублей. Безусловно, этот объектив очень редок, но художественную и практическую ценность несет вторичную, поэтому банально не стоит этих денег. И если цена Гелиос-40 более, чем оправдана, то чем может быть примечателен не особо светлый телевик 200/4, понять достаточно трудно. И совсем невозможно, учитывая старшего брата Юпитер-21М за 2500 рублей. Но обо всем по порядку.

Средняя цена "Юпитер-21А".
Красногорский механический завод в СССР занимался в первую очередь разработкой и обкатыванием новых объективов. Само собой, в свободное от оборонной промышленности время. Если конструкция получалось удачной, ее производили какое-то время, затем сбрасывали на остальные заводы в стране. Некоторые же объективы Красногорск делал "до упора", типа Зенитар-М или Гелиос-40, но такие можно пересчитать по пальцам.
Красногорские объективы заслуженно считаются лучшими среди всех остальных. Они очень редкие и стоят намного дороже своих аналогов. Безусловно, есть в этом правиле и исключения, но ведь на то оно и правило.
Но довольно вступления, перейдем к нашим сегодняшним героям. Юпитер-21А, как и большинство советских объективов, появился в Красногорске. В то время рынок особо не баловал 200-миллиметровыми телевиками, поэтому разработка оказалась нужной. Объектив получился самым что ни на есть обычным, то есть конкурентным: встроенная бленда, система сменных хвостовиков, очень низкое для объективов такого класса МДФ, не очень большой вес. Хотелось бы конечно большую светосильность, но в конце концов были и гораздо темнее при сравнимом фокусном.
Объектив пришелся по душе покупателям и в КМЗ задумались об апгрейде. Правда, до сих пор не утихают споры зачем. Все имеющиеся факты говорят о том, что сей процесс был затеян исключительно из-за прыгалки. Вот только были и еще десятки стекол, как портретников, так и телевиков, коих сей процесс не коснулся.
В любом случае, решение было принято. Юпитер-21А ушел в небытие, а на свет появился "модернизированный" аналог Юпитер-21М, в котором появилась прыгалка, увеличился вес с 750 до 950 грамм и пропали сменные хвостовики. По многолетней традиции Красногорск обкатал это стекло, а затем выкинул в Вологду.
Само собой, добавление прыгалки не осталось бесследным. Осталось разобраться, виден ли этот след хорошо или надо присматриваться. В сегодняшней статье мы не будем делать кучу тестов, перегружая мозги читателей ненужной информацией, а подойдем к этому вопросу с практической стороны дела, то есть обычной фотографии.
Итак, делаем два кадра (полноразмеры по клику).
Объектив пришелся по душе покупателям и в КМЗ задумались об апгрейде. Правда, до сих пор не утихают споры зачем. Все имеющиеся факты говорят о том, что сей процесс был затеян исключительно из-за прыгалки. Вот только были и еще десятки стекол, как портретников, так и телевиков, коих сей процесс не коснулся.
В любом случае, решение было принято. Юпитер-21А ушел в небытие, а на свет появился "модернизированный" аналог Юпитер-21М, в котором появилась прыгалка, увеличился вес с 750 до 950 грамм и пропали сменные хвостовики. По многолетней традиции Красногорск обкатал это стекло, а затем выкинул в Вологду.
Само собой, добавление прыгалки не осталось бесследным. Осталось разобраться, виден ли этот след хорошо или надо присматриваться. В сегодняшней статье мы не будем делать кучу тестов, перегружая мозги читателей ненужной информацией, а подойдем к этому вопросу с практической стороны дела, то есть обычной фотографии.
Разницу видим? По-моему, вообще никакой. Поэтому сфотографируем тестовую таблицу, дабы рассмотреть то, что на обычных снимках не видно.

Пример 2. Юпитер-21А. Центр кадра.

Пример 2. Юпитер-21М. Центр кадра.
Ага, разница появилась. Вот только она смешная и несущественная. Едем дальше.

Пример 3. Юпитер-21А. Край кадра.

Пример 3. Юпитер-21М. Край кадра.
Аналогично. Различия есть, но настолько малые, что становится понятным, почему они не видны на жанровой фотографии. Ну а теперь посмотрим на святое - боке. История знает немало примеров, когда в одном и том же объективе оно менялось до неузнаваемости.
Фу-у, пронесло, боке одинаковое, а значит пора делать выводы.
В КМЗ не смогли сделать достойного продолжателя 21-ого Юпитера. Вместо того, чтобы уменьшить вес или добавить линзы с мультипросветлением, на заводе существенно ухудшили объектив, сделав его не очень пригодным для повседневной съемки. Тем не менее, самое главное, а именно оптическое качество, осталось приблизительно на том же уровне. А значит вместо того, чтобы разыскивать сверхредкую А-версию за бешеные деньги, можно смело за копейки покупать М-версию и привыкать к весу. В конце концов, 950 грамм - это по сути Гелиос 40-2 с его 910 граммами. На кропе вес также сыграет свою положительную роль. Поэтому наша сегодняшняя битва, как ни крути, окончилась полной и безоговорочной победой Юпитера-21М.