Советы новичкам. Часть III. Свет.

"Есть люди - излучающие свет, есть люди - отражающие свет, хотя на первый взгляд блестят они одинаково".
Вадим Синявский.


Если прочитав два предыдущих наставления для новичков, желание фотографировать у вас только возросло, то, к сожалению / к счастью, одним "фотографом" теперь стало больше. И самое главное в этом стремлении честно снять с себя кавычки, начав реально учиться.

Сегодня попробуем максимально аккуратно коснуться самых азов фотографии, не переступая планку первого серьезного урока. Само собой, многая информация была сознательно опущена и максимально упрощена, дабы не создавать в голове кучу веток вместо твердо стоящего дерева.

Я думаю, каждый из нас слышал фразу, что теория - это далеко не самое важное начинание в каком-либо занятии и что лучше всего начать непосредственно с практики: научишься быстрее, да и сразу можно приступить к делу. Вопрос конечно интересный и во многом спорный, но без этого никуда. Посмотрим на, так любимую нами, фотографию. Можно взять фотоаппарат и просто начать снимать, активно экспериментируя с настройками, оптикой и прочими фотонюансами. А можно для начала ознакомиться с теорией, а потом уже активно тренироваться? Как по-вашему быстрее наберется реальный опыт и профессионализм?

Ответ, как я уже писал выше, неочевиден. С одной стороны, все-таки лучше направлять практическую сторону изучения вопроса в нужное направление и совершенствование, чем в тупик или добывание теории, велосипед которой вроде как очень давно успешно передвигается. С другой стороны, практика порой доказывает, что даже в фототеории могут оказаться моменты, не особо озвученные или умышленно замолчанные как элемент ноу-хау отдельных фотографов.

Поэтому итог один и он довольно сложен – нужна и теория и практика, но при этом существующие в сознании раздельно. А затем после некоторого времени их необходимо обязательно наложить друг на друга. Но довольно вступлений. Сегодня на повестке дня у нас первая теоретическая выкладка, посвященная самому главному аспекту фотографии – свету.

А что в нем такого особенного, спросите вы? Видно – значит светло, не видно – темно. Включил автоматический режим и пусть камера сама разбирается со светом. Многие новички еще вспомнят про ISO и вспышку, которые очень помогают в темноте. Очень хорошо, что такие понятия есть в голове, но они даже близко не приближают к тому, что это такое на самом деле. Самое смешное, что мы каждый день своими глазами видим столько всего интересного, сколько увидит далеко не каждый фотоаппарат, но редко когда задумываемся об этом.

Свет по своей по своей сути представляет собой обычное электромагнитное излучение, как видимое нашим глазом, так и не совсем. И неважно исходит ли оно от солнца или электрической лампочки. Излучение, отражаясь от объекта, попадает на следующий объект и следующий; количество ограничено лишь силой света. Если принимающий свет объект содержит какой-либо оптический ФИКСИРУЮЩИЙ элемент, будь то глаз или матрица фотоаппарата, то вполне реально зафиксировать его. Дабы не вдаваться в общем-то ненужную большинству фотографов физику, начнем с более понятных аналогий и человеческого глаза. Тем не менее, некоторые определения все же придется выделить для дальнейшего усвоения теоретических аспектов съемки и правильного их проецирования на работу с фотоаппаратом.

Итак, выходим ярким солнечным днем на улицу и смотрим на дерево. Мы его ВИДИМ за счет того, что свет, отражаясь от него, попадает в наши глаза. Зажмуриваем глаза, потому как нам крайне неуютно что-то рассматривать на ярком солнце. Если же смотреть на дерево ночью, то придется долго и тщательно всматриваться. В любом случае, мы продолжаем ВИДЕТЬ дерево. Таким образом, отраженный от дерева свет содержит КОЛИЧЕСТВЕННУЮ информацию, которую мы воспринимаем как яркость объекта и физическую возможность его адекватной фиксации нашим глазом. Процесс передачи КОЛИЧЕСТВЕННОЙ информации от дерева к глазу называется ЭКСПОНИРОВАНИЕМ, а необходимое КОЛИЧЕСТВО информации в свете (или просто света) для комфортной фиксации глазом изображения – ЭКСПОЗИЦИЕЙ.

Правильно экспонируемый объект.
Правильно экспонируемый объект.

А теперь тоже самое, но с умными словами. Выходим ярким солнечным днем на улицу. Приходится жмуриться, дабы рассмотреть все вокруг. Надеваем солнцезащитные очки, уменьшаем КОЛИЧЕСТВЕННУЮ информацию в свете, обеспечивая правильное ЭКСПОНИРОВАНИЕ глаза. Вечером снимаем очки, дабы КОЛИЧЕСТВЕННАЯ информация в свете увеличилась и ЭКСПОЗИЦИЯ для глаза стала правильной. Объект, с которого попадет нужное КОЛИЧЕСТВО света для правильной ЭКСПОЗИЦИИ глаза, называется ПРАВИЛЬНО ЭКСПОНИРУЕМЫМ.

Неправильно экспонируемый объект. Пересвет (передержка).
Неправильно экспонируемый объект. Пересвет (передержка).

Если же света попадает больше, чем требуется для правильной ЭКСПОЗИЦИИ, то объект можно назвать ПЕРЕСВЕЧЕННЫМ или ПЕРЕДЕРЖАННЫМ. Если же складывается обратная ситуация и света не хватает для правильной ЭКСПОЗИЦИИ, то объект называется НЕДОСВЕЧЕННЫМ или НЕДОДЕРЖАННЫМ. В обоих случаях подобные объекты попадают под категорию НЕПРАВИЛЬНО ЭКСПОНИРУЕМЫХ.

Неправильно экспонируемый объект. Недосвет (недодержка).
Неправильно экспонируемый объект. Недосвет (недодержка).

Но помимо яркости дерева и понимания того, что это дерево, есть и еще масса интересных вещей: цвет дерева, его геометрические пропорции, другие объекты рядом. Все это относится к КАЧЕСТВЕННОЙ характеристики света. То есть свет дает нам не только возможность увидеть дерево за счет того, что оно правильно ЭКСПОНИРОВАНО нашим глазом, но и сделать его описательную часть за счет КАЧЕСТВЕННОЙ информации в свете.

Закрепляем. Если мы посмотрим на дерево через грязное стекло, то увидим, что изображение стало не таким четким и насыщенным. А посмотрев на стекло, дерево вообще расплывется. Если же поэкспериментировать со временем суток, то утром дерево будет в легких голубых оттенках, вечером же уйдет в желтую гамму. То есть при правильной ЭКСПОЗИЦИИ глаза и неизменном КОЛИЧЕСТВЕ света существует еще и КАЧЕСТВЕННАЯ информация в свете и соответственно наблюдаемого объекта.

Правильно экспонируемый объект. Свет от ламп дневного света.
Правильно экспонируемый объект. Свет от ламп дневного света.

То есть пустой стакан – это глаз, вода – свет. Наливаем воду – ЭКСПОНИРУЕМ глаз. Налили стакан ровно до краев – ПРАВИЛЬНО ЭКСПОНИРОВАЛИ. Перелили – ПЕРЕЭКСПОНИРОВАЛИ, недолили – НЕДОЭКСПОНИРОВАЛИ. Количество воды, попадаемое в стакан, независимо от степени его наполнения – ЭКСПОЗИЦИЯ. Сама вода – КОЛИЧЕСТВЕННАЯ информация в свете, ее цвет и консистенция – КАЧЕСТВЕННАЯ.

Правильно экспонируемый объект. Свет от ламп накаливания.
Правильно экспонируемый объект. Свет от ламп накаливания.

И хотя КАЧЕСТВЕННАЯ информация света состоит из многих параметров, один из них является ключевым – фокус. Дело в том, что потоки света движутся в пространстве беспорядочно.

Фокус на каком-либо объекте отсутствует. Экспозиция стекла и дома правильная.
Фокус на каком-либо объекте отсутствует. Экспозиция стекла и дома правильная.

Чтобы получить из них КОЛИЧЕСТВЕННУЮ информацию с отраженного объекта, достаточно просто направить эти потоки на фиксирующий элемент глаза - сетчатку. А вот для получения еще и КАЧЕСТВЕННОЙ информации, необходимо сначала собрать потоки в одной точке, и только потом направить их на сетчатку. Этим занимается собирающий КАЧЕСТВЕННУЮ информацию элемент глаза - хрусталик. Без него мы бы видели все расплывчато, что, впрочем, и происходит при близорукости и дальнозоркости. То есть ФОКУСОМ мы назовем такое положение собирающего КАЧЕСТВЕННУЮ информацию элемента, при котором фиксирующий элемент получит необходимую КАЧЕСТВЕННУЮ информацию.

Фокус на стекле.
Фокус на стекле.

ФОКУСИРОВКОЙ можно назвать процесс оптимизации собирающего элемента для получения необходимой нам КАЧЕСТВЕННОЙ характеристики ЭКСПОНИРУЕМОГО объекта. Еще раз отмечу, что ФОКУС никоим образом не участвует в передаче КОЛИЧЕСТВЕННОЙ информации.

Фокус на доме.
Фокус на доме.

Наш глаз способен управлять КОЛИЧЕСТВЕННОЙ информацией света, за счет работы зрачка – дырки, находящейся перед хрусталиком и сетчаткой, способной менять свой диаметр, ограничивая или наоборот увеличивая до определенной степени, КОЛИЧЕСТВЕНУЮ информацию. Еще глаз нередко прибегает к помощи века - кожной складки, способной закрывать часть зрачка и соответственно уменьшать количество света. Затем информация попадает на собирающий элемент – хрусталик, который управляет ФОКУСОМ и изменяет при необходимости КАЧЕСТВЕННУЮ информацию. Сетчатка получает КОЛИЧЕСТВЕННУЮ И КАЧЕСТВЕННУЮ информацию, преобразует ее в соответствии со здоровьем наших глаз и количества выкуренных/выпитых/вколотых средств расслабления и направляет в мозг. Если конечно таковой присутствует.

Безусловно, человеческий глаз далеко не фотоаппарат, хотя и работает по такому же принципу. Орган зрения в разы сложнее и функциональнее. Но наш мозг сильно ограничивает его применение, поэтому многие функции, реализованные в современных фотоаппаратах, производят сильное впечатление. Но многие функции глаза до сих пор являются высоченной планкой, взять которую наука пока не научилась, а вполне вероятно, что и не научится никогда. Тем не менее, изобретение фотоаппарата и его эволюция дала поистине огромные возможности, которые без преувеличения изменили мир.

Что же представляет собой современный фотоаппарат? Само собой, с одной стороны, жалкое подобие глаза, потому как практически невозможно даже близко приблизиться к возможностям глаза по истинной передаче КАЧЕСТВЕННОЙ информации на сетчатку. Зато с другой стороны есть целых две вкусняшнки. Во-первых, мы получаем возможность фиксировать окружающий мир на физических объектах, создавая культуру. Во-вторых, мы можем чрезвычайно в широких пределах варьировать КАЧЕСТВЕННУЮ информацию, придавая ей ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ценность.

Мы пока не будем вдаваться во все тонкости и нюансы конструкции фотоаппарата и рассмотришь самую типичную. Свет, содержащий КОЛИЧЕСТВЕННУЮ и КАЧЕСТВЕННУЮ информацию сначала попадает в ОБЪЕКТИВ фотоаппарата, где ввиду несовершенства оптики теряет часть КОЛИЧЕСТВЕННОЙ информации.

Типичный объектив для фотоаппарата.
Типичный объектив для фотоаппарата.

По этим же причинам КАЧЕСТВЕННАЯ информация претерпевает существенные метаморфозы и уходит от истинности.

Диафрагма открыта.
Диафрагма открыта.

За счет движения определенных оптических элементов ОБЪЕКТИВ способен фокусироваться так же, как и наш хрусталик. Еще в объективе есть, изменяющий КОЛИЧЕСТВЕННУЮ информацию элемент, ДИАФРАГМА - дырка с изменяемым диаметром. То есть ОБЪЕКТИВ - это зрачок + хрусталик.

Диафрагма прикрыта.
Диафрагма прикрыта.

Затем свет, минуя линзы ОБЪЕКТИВА, попадает в сам фотоаппарат, на второй, изменяющий КОЛИЧЕСТВЕННУЮ информацию элемент - ЗАТВОР, представляющий собой шторку, которая открывается на определенное время, таким образом пропускающая необходимое количество света.

Затвор открыт.
Затвор открыт.

То есть при прочих равных ЗАТВОР равен векам в наших глазах.

Затвор закрыт.
Затвор закрыт.

Ну и последнее звено фотоаппарата, равное сетчатке глаза - матрица (пленка). Вот, собственно говоря, и все. Точнее, это только начало. Начало для следующих статей в этом цикле, где более подробно будут рассмотрены все элементы фотоаппарата и их способность влиять как на КОЛИЧЕСТВЕННУЮ, так и на КАЧЕСТВЕННУЮ информацию. Но пока надо усвоить самое главное. Свет далеко не прост, как может показаться на первый взгляд. И его правильное понимание - залог успеха во всех дальнейших начинаниях в фотографии.