Больная композиция.
"Если вы заметили, что вы на стороне большинства,
это верный признак того, что пора меняться".
Марк Твен.
К большому сожалению, в большинстве фотоучебниках и курсах композиции отводится очень незначительное место или не упоминают о ней вовсе. Более того, ее всегда приравнивают к абстрактным понятиям, которые можно почувствовать лишь избранным. Сегодня попробуем более подробно разобраться в этом вопросе. И, как всегда, обо всем по порядку.
По сути композиция фотоснимка - это система. Система, звенья которой прочно взаимосвязаны, и любая слабина нарушит эту очень хрупкую картину. Люди, облака, здания - это все звенья. Но, как ни странно, обрубленные части тел, фонарные столбы, деревья и мусорки тоже являются частью системы, а значит обязательно будут влиять на конечный результат. Система композиции очень похожа в этом плане на систему кулинарного рецепта: из готового блюда мы уже не можем выкинуть отдельный компонент, но запросто можем не добавлять его в самом начале; из-за нашей торопливости или наоборот медлительности блюдо может получится пересоленным или пригоревшим, а из-за невнимательности банально невкусным. Тем не менее, никто никогда не осмеливается называть рецепты абстрактным понятием.
Композиция ничем не отличается от кулинарии. Мы вольны четко следовать проверенному рецепту или сочинить рецепт самому. Но во втором случае, который почему-то предпочитают большинство фотографов, должен получится как минимум съедобный снимок, а в идеале конечно вкусный. Так же не надо забывать, что гурманов лишь 1% от общего числа, поэтому ориентироваться все же надо на 99%.
Но что же такое композиция на практике? Самое интересное, что гораздо проще ответить на вопрос "как снимать не надо", чем наоборот. Поэтому перейдем к конкретным примерам.
Ну как, режет глаз? Фотографу однозначно не резал. Вот здесь мы и приходим к главной основе построения композиции, которую подсказывает здравая логика - зрению. Да, на ярком солнце пьяным, да и еще задом наперед с сотового телефона можно просто не рассмотреть свои ошибки. Но вот дома на большом компьютере уже все светится насквозь, поэтому выпуская подобное творение, фотограф должен испытывать огромные проблемы со зрением. Но это не так. К сожалению... Эти фотографы просто не понимают своих серьезных композиционных ошибок. Как правило, это происходит по двум причинам.
Первой причиной является полное незнание основных правил построения композиций. И хотя человечество за полтора века их накопило немало, основных не больше пары десятков. Но разве кто хочет чему-то учиться и читать какие-то правила? Ведь я же купил фотоаппарат, а значит делать снимки вполне можно одной кнопкой, а о композиции пусть думает техника.
Хотя нет. Ведь техника не такая умная, как я. Надо помочь ей. Поэтому надо обязательно прислонить модель к дереву прямо по центру. А еще лучше к памятнику, ведь это же боке!
С одной стороны любовь к зеркальной симметрии понятна. Это эстетично, гармонично и закономерно. Но ведь фотография далеко не женская грудь, и искать в ней надо не равенство относительно центра, а наиболее приемлемый вариант преобразования трехмерной картинки, которую видят наши глаза, в двухмерную. И здесь симметрия обычно играет плохую роль.
Второй причиной будет врожденное отсутствие фотографа к художественной гармонии. Вот это уже действительно абстрактное понятие. Но! Извечная дилемма о талантах известна каждому. Талантливому человеку обязательно нужно и обучение, дабы стать профессионалом. А вот обучив неталанта, профессионала не получишь. Но! И в том и другом случае будет превосходный результат. То бишь фотограф, сразу видящий правильную композицию и фотограф, которого правильно научили, будет снимать хорошие фотографии. Но учитывая, что земля русская бедна фототалантами, надеяться на врожденный художественный вкус все же не стоит.
Вот только правила приходится учить тогда, когда окружающие не только их выучили, но и неукоснительно соблюдают, подавая пример. А если этого нет, то какие к черту правила? Стадный эффект действуют неукоснительно и беспощадно. Именно поэтому современные городские женщины носят колготки с босоножками, не сочетают цвет обуви с сумкой, выпячивают на всеобщее обозрение лямки бюстгальтера с биркой и активно налегают на рабочую одежду - джинсы. И только потому, что так поступают все вокруг. Зачем отделяться от стада? Ведь оно не только засмее... заблеет и замычит, но и будет показывать копытом.
И гораздо приятнее начинать движение на красный свет, когда начинают двигаться все. Мало ли правила. Ведь в стаде же не дураки! Поэтому и композицию надо строить так, как строят все. А то ведь не поставят пятерку в Одноклассниках. Трагедия!
Некоторые наивные фотографы искренне верят в то, что на светосильной оптике с малой ГРИП фон размоется настолько, что следить за композицией станет не нужно. Действительно не нужно... если хотите зоопарк с обязательными рогами и копытами. Да и другими животными.
На самом деле, повышенная любовь к парнокопытным никак не может быть случайной. Психология бессознательного дает нам однозначный ответ на эту зависимость. Ведь человек не способен долго держать в себе свои сексуальные пристрастия, особенно если это попахивает девиациями. Внешнюю сторону порой удается достаточно хорошо замаскировать, но вот не вполне очевидную внутреннюю сторону никак. И в этом плане фотография служит тайным ключом к этой стороне. В данном случае зоофилии.
А может все не так плохо? Может такова великая задумка фотографа организовать композицию таким образом, чтобы показать прочную зависимость модели от детерминированного социума, и в котором совершенно нет места стохастичности, а библией подобной социально-экономической формации будет не исторический материализм, а исключительно гендерная эгалитарность с примесью гедонизма и анархо-индивиадуализма... Не-е, скорее просто зоофилия.
Кстати сейчас одной из фишек современной фотомоды является обрезка значимых частей тела. Например, головы. Интересно зачем? Лень отходить дальше? Или обозначить врожденный талант... нет не фотографа, а патологоанатома.
Ну а у некоторых наоборот. Зачем-то находят значимую часть тела и выпячивают ее, невзирая на остальные. И кроме как фетишизмом это никак не назовешь. Хотя удивительного в этой патологии фотографов ничего нет, ведь главный фетиш у них сам фотоаппарат.
Ну и куда же без креативщиков, пересмотревших кучу фантастики и ужасов. Правильно, без них никак.
Напоследок хочется отметить, что фотография далеко не единственная сфера, где человек демонстрирует полный пофигизм к окружающему миру и собственные психологические проблемы. Это и поведение за рулем, и стиль одежды, и переписка по электронной почте, и многое-многое другое. Но обычно все считают, что это незаметно или не догадываются о том, что скрыть свой внутренний мир попросту невозможно.
А фотографии, к сожалению (а может к счастью), помогают нам разобраться далеко не только в фотографах, которые, в принципе не знакомы с композицией, и не хотят ей научиться. И даже не с моделями, которые размещают подобный извращенный мусор в социальных сетях и форумах, получая удовольствие от созерцания этих творений. Здесь есть и третье звено - зрители этих фотографий, выставляющие наивысшие оценки с одобрительными комментариями. И эти зрители как раз и составляют наше современное российское общество.
В этой статье я не ставил цель научить правильной композиции. Да и это невозможно в рамках одной статьи, а для многих и в рамках всей жизни. Мне хотелось еще раз подчеркнуть, что фотография и соответственно композиция далеко не такие простые вещи, как это принято считать. Покупка зеркалки никого не сделает профессиональным фотографом, а нажатие кнопки не приведет к появлению фотографии. Для понимания этого искусства надо перестать быть эгоистом, наконец-то увидеть окружающий мир и, самое сложное, научиться с ним жить и принимать его таким, какой он есть, думая исключительно СОБСТВЕННОЙ головой. А все это без сомнения пригодится не только в фотографии...