Размышления по поводу бюджетного сектора фотоаппаратов на примере Canon 650D.

Бюджетный сектор любой техники всегда характеризуется минимальной функциональной насыщенностью, низким качеством материалов и невзрачным дизайном. И никто близко бы не подходил к подобному товару, если бы не главный аргумент, который перевешивает все остальные. Цена! Именно цена и является главным двигателем бюджетной техники. Само собой, продажи в этом секторе будут превышать все остальные, даже вместе взятые, что делает его самым лакомым куском на рынке. А разве вкусная вещь сможет остаться незамеченной, тем более связанная с большими деньгами? Конечно нет. Тут же появятся конкуренты, которые предложат аналогичные товары, порой даже с более низкой ценой и более высоким функционалом. И надо опять выпускать новую модель, но очень тщательно следить за тем, чтобы функционал и цена не догоняли старшие модели. Но рано или поздно это случится, а разрабатывать инновации, формируя новые флагманы, не так просто и чрезвычайно затратно. И посему рынок банально перенасыщается, запутывая в первую очередь самого покупателя, а это всегда чревато падением спроса и потерей приверженности определенному бренду, что ведет к сокращению прибыли самой компании. В этом случае, возможна только смена стратегии. Не "сверху к низу", а "снизу-вверх", то бишь разработка и внедрение инноваций в бюджетный сектор.

Не стоит также забывать и о преинтересной особенности бюджетного сектора. Посмотрите, к примеру, на дешевый сотовый телефон. В нем обязательно будет цветной дисплей, камера и карта памяти. Разве несколько лет назад такое можно было бы себе представить? Так и получается, что по мере удешевления производства в бюджетный сектор просачиваются инновации из премиум-сегмента по копеечным ценам. Но самое интересное не это. Покупатели банально всех этих халявных благ не замечают, потому как сравнение идет не с флагманами, которые были на рынке несколько лет назад, а с нынешним поколением. То бишь всем подавай четырех-ядерный процессор, видеокарту и сенсорный экран с высоким разрешением. Пройдут годы и это незаметно уйдет вниз - что же будет вверху даже предположить сложно.

Рынок зеркальных фотоаппаратов, в отличие от многих, имеет одну особенность. Если сотовые телефоны есть уже у любой бабушки и ее собаки, а порой и по несколько штук, то рынок "зеркалок" на сегодняшний день перерос стадию развития и сейчас активно растет, потихоньку вытесняя "мыльницы". Этому способствуют сами производители, заинтересованные в хороших продажах бюджетных аппаратов, рекламируя их как решения для домохозяек и студентов и набивая кучей автоматических программ, сведя к минимуму ручной труд и мозговую деятельность. Собственно говоря, на рынке сотовых телефонов сложилась похожая ситуация, когда смартфоны позиционировались исключительно для грамотных людей. Но перейдя в бюджетный сектор, реклама мгновенно изменилась, превратив мощнейшие аппараты в зеркальце для тупых блондинок с наращенными в палец длиной ногтями.

На сегодняшний день число покупателей, впервые приобретающих "зеркалку", в разы больше, кто покупает второй и следующие разы. Попробуем разобраться с причинами обеих категорий покупателей.

Итак, первичные покупатели. Здесь по большей части на них действует стадный миф о волшебном качестве зеркала. Откуда же пошел такой миф? Тут можно высказать два предположения. Первое. Насмотревшись, классных фотографий на форумах и социальных сетях, стадо делает вывод, что может сфотографировать ничем не хуже. Главное - купить зеркальный фотоаппарат. В нем вся фишка. Ну и можно докупить дорогой объектив к нему, чтобы совсем все круто было. Второе. Учитывая, что человек никак не приспособлен ходить на двух ногах, он постоянно падает. И очень часто под ногами валяется книжка "самого крутого" российского поэта Пушкина со своей мертвой царевной и строчками "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи". Что бывает с человеком, который бьется головой, думаю, объяснять не надо.

Вторичные покупатели очень отличаются от таковых на сотовом рынке. Если сенсорный экран и видеокарту в дорогом флагмане сможет оценить любой гопник, то возможность смены фокусировочных экранов, юстировку объективов, беспроводное управление вспышкой и пакетный брекетинг только тот, кто представляет, что это такое. Поэтому, как правило, вторичные покупатели зеркальной техники всегда подкованы и представляют собой, если не фотографов, то хотя бы подобие им.

Нас, безусловно, интересует первая категория, потому как именно она способствует продвижению бюджетного сектора и именно ради нее производители бьются друг с другом насмерть. И именно здесь все новые функции должны быть понятны каждой тупой овце, которая, взяв кредит, с радостью почувствует себя настоящим фотографом, даже глядя на свои абсолютно нечитаемые, мыльные и несфокусированные снимки. А пятибалльные оценки в социальных сетях окончательно убедят ее в правильности покупки и подтверждения своих предположений о том, в чем фишка же классных фотографий.

Ну а теперь потихоньку перейдет к герою сегодняшнего дня - Canon 650D. Для начала надо вспомнить номерную каноновскую классификацию. XXXX - самый бюджетный сегмент, XXX - бюджетный сегмент, XX - любительский сегмент, X - профессиональный сегмент. То бишь Canon 650D относится к самому, что ни на есть, бюджетному рынку.

Чтобы было понятнее, попробуем вспомнить всю эволюцию данного сегмента. Изначально появился Canon 7D - серьезная профессиональная камера, с кропнутым сенсором 18 мегапикселей, записью видео без автофокуса и процессором D4. На базе этого сенсора появился бюджетный 550D. В нем также стоял D4, была такая же запись видео. Все остальные функции были отрезаны. Затем появился "любитель" 60D, который по сути отличался от 550D откидным ЖК-экраном и автофокусом на видео. Затем появился 600D, в который добавили пару фишек от 7D и откидной ЖК-экран. 650D же начисто скопировал многие ключевые особенности 60D, получив при этом автофокус на видео, новый процессор D5, гибридную CMOS-матрицу, стерео-микрофон и впервые в мире сенсорный экран. Заметим, что реализовать автофокус в новых прошивках 7D производитель так и не соизволил.

Само собой, 7D хоронить рано - хоронить надо 60D. А вот будущий Canon 700D уже по-любому должен подвинуть короля кропов с трона. Будем надеяться, что Canon сумеет подготовить достойную замену, которая обеспечит ему игру в догонялки с бюджетниками на многие годы, в отличие от 5D Mark III, который недалеко ушел от предшественника. Но это все в будущем, а пока, как ни крути Canon 650D - самый интересный на сегодняшний день продукт.