Про Фотошоп, реализм и моду.
Уже наверное каждая тупая домохозяйка, имеющая дома компьютер, обрабатывает свои снимки Фотошопом или другими подобными программами. Само собой, все сводится к трем простым операциям: удалить прыщи, применить черно-белый фильтр и нивелировать ошибку красного глаза. Последние версии популярных графических редакторов даже имеют возможность выбора интерфейса с этими тремя кнопками, дабы мозг у подобных пользователей не перегревался более, чем обычно.
"Профессиональные" фотостудии идут чуть дальше, делая практически полную обработку всего кадра, начиная с изменения геометрических величин, цветовой гаммы и заканчивая ретушью кожи, обработкой глаз, отбеливанием зубов и коррекцией фигуры человека, то бишь превращением человека в роботоподобную куклу. Что поделаешь - мода! Ведь практически любой девушке хочется быть похожей на шлюх из гламурных журналов. Вот все и пытаются соответствовать данной тенденции - и программы, и фотографы. Очень странно, что производители фототехники до сих пор ставят палки в колеса, с каждым годом предлагая более резкие объективы и многомегапиксельные матрицы. Хотя в чем-то их можно и оправдать, ведь чем больше пикселей, тем проще графическим редакторам обрабатывать файл.
И здесь мы плавно переходим к психологическому аспекту данной проблематики. А зачем все это? Неужели сама цель фотографии была не запечатлеть человека и окружающий мир вживую?
Вернемся далеко-далеко, в прошлое. Тогда первобытный человек рисовал углем мамонтов на стенах.
Также стало возможным нарисовать то, что никогда не было, основываясь лишь на фантазии художника.
А можно просто обкуриться травы.
Или удариться головой об стену.
Тем не менее, в итоге картины получили фотографическое качество.
Как видим, живопись со времен мамонтов претерпела множество изменений. И по сей день существует множество различных жанров. Но суть осталась все та же - художник рисует то, что хочет. Он либо документирует действительность. Либо, документируя, приукрашает ее. Так же он может создать что-то новое, несуществующее. И, что самое интересное, фотография пошла практически по этому же пути. Правда, с совсем с другого конца - с реалистичности. Затем стал применяться Фотошоп для ретуши. Потом меняться фон, делаться монтаж и конечно нашлось применение кучи "художественных" фильтров. В итоге фотографии стали откровенно дорисовывать, переводить в черно-белый формат и снимать пинхолом или моноклем.
Но три основных жанра здесь существует абсолютно также, как и в живописи. Жанр реализма - огромная ГРИП. Жанр приукрашения - ретушь в Фотошоп. Жанр фантазии - коллаж и монтаж в Фотошоп.
А теперь попробуем ответить на главный вопрос - нормальна ли эта деградационная эволюция.
Безусловно, все жанры в чем-то хороши и все они имеют право на существование. Тем не менее, жанр фотошопного портрета сейчас стоит на первом месте, то есть фотограф по просьбе заказчика приукрашает действительность. А раз такое заказывают, то напрашивается очень грустный вывод о том, что большинство людей боятся посмотреть на себя в зеркало. Да и огромные продажи косметики во всем мире лишь подтверждают эту догадку. Увы, но это так. Самооценка современного человека не просто находится на низком уровне - ее не существует вообще. Именно поэтому косметика и Фотошоп будут служить единственной отдушиной подобных людей, как правило, женского пола.
Тогда как же назвать портретную фотографию, где Фотошоп не применяется, но из-за малой ГРИП у нас появляется боке, живущее собственной жизнью? Ответ на него, не такой простой, как может показаться. Однозначно, это не реализм, так как задний фон отделяется от переднего. Однозначно, не приукрашение, так как боке не влияет на объект съемки. И уж точное не фантазии, так как не используются несуществующие вещи. Тогда что же? В подобной портретной фотографии мы просто играем в игру с реальностью. И умело используя свет, подаем эту реальность в несколько усеченном и ограниченном виде, отсекаем все плохое и концентрируем внимание на красивом. Так что по сути это реализм. Но иного рода. Фотографического...