Carl Zeiss Jenna Sonnar 180/2.8
Характеристики. Объектив среднеформатный с гарантированным покрытием кадра 60 х 60 мм, байонет Б (Penyacon Six, P6) с рабочим отрезком 74,10 мм, присутствует прыгалка, есть штативное кольцо. Фокусное расстояние 180 мм, светосила 2.8, максимальное значение диафрагмы 32. Мультипросветление присутствует, МДФ = 1700 мм. Длина объектива при фокусировке на бесконечность 120 мм, на МДФ - 145 мм. Диаметр самой широкой части 99 мм, диаметр светофильтра 86 мм. Диафрагма имеет 8 лепестков и формирует неправильный восьмииугольник. При фокусировке линзоблок не выступает за задний край корпуса. Вес без крышек около 1300 грамм, сильное ионизирующее излучение от линз не обнаружено.
Модификации. Модификаций всего три. Первая - байонет Contax и 18 лепестков диафрагмы. Вторая - "зебра" на среднеформатном P6. Последняя - МС P6. В обзоре представлена последняя версия.
Краткий обзор. В начале 30-х годов немецкая наука успешно добралась до того момента, когда высокую светосилу можно было смело внедрять на телевики, чем и воспользовался Цейс, выпустив в 1936 г. прямо к Олимпиаде 180/2.8 Затем объектив перевыпустили под средний формат, немного спустя обновили до МС. Ну в конце отдали на растерзание Sony, изменив оптическую схему.
Цена и редкость. По 10-и (1 - часто встречающийся, 10 - редкий) бальной шкале редкость объектива составляет около 4-ого баллов, стоимость около 200 долларов.
Субъективный взгляд. Пожалуй, это первый объектив, сделав несколько снимков с которого, сразу понимаешь для чего он предназначен - выхватывать спортсменов с трибуны спортивной арены. И именно это знание помогает делать правильные портреты, а не исключительно паспортные, чем пестрит интернет. Он обожает многолюдные улицы, в которой ваша модель всегда будет выделяться, оставляя все остальное на боке. И именно он позволит сделать полноценные ростовые фотографии в пасмурный день.
Но за все надо платить. Причем, в данном случае вес практически неподъемен - 1300 г. Наводить на резкость в режиме LiveView с увеличением х10 на 180 мм при ростовом портрете крайне сложно. После таких мук "Юпитер-21А" кажется детским садом, а слово "кроп" на 180 мм вполне сойдет за синоним "ада". Само собой, со штативом все более-менее ровно, но на оживленной улице с ним банально неудобно. Вот и получается двоякое впечатление: отличный объектив есть, да только особо с ним не наснимаешь.
Наш сссровский клон "Юпитер-6" кстати еще тяжелее, так что лучше все же оставить в коллекции немца.
21 мая 2017 г.