Super-Takumar (50/1.4)
Характеристики. Объектив обычный зеркальный с гарантированным покрытием кадра 36 х 24 мм, байонет M42 с рабочим отрезком 45,5 мм, прыгалка присутствует. Фокусное расстояние 50 мм, светосила 1.4, максимальное значение диафрагмы 16. Мультипросветление отсутствует, МДФ = 450 мм. Длина объектива при фокусировке на бесконечность 46 мм, на МДФ - 48 мм. Диаметр самой широкой части 62 мм, диаметр светофильтра 49 мм. Диафрагма имеет 6 лепестков и формирует неправильный шестиугольник. При фокусировке линзоблок выступает за задний край корпуса на 4 мм. Вес без крышек 232 грамма, обнаружено сильное ионизирующее излучение от линз.
Модификации. Всего было выпущено пять основных модификаций данного объектива. Первая - восьмиэлементная, нерадиоактивная. Все последующие - семиэлементные. Из них вторая (Super Takumar), третья (Super-Multi-Coated Takumar) и четвертая (SMC Takumar), с большей долей вероятности, могут быть радиоактивны. Пятая (SMC Pentax) - последняя, нерадиоактивна. В обзоре представлена вторая версия.
Краткий обзор. Super-Takumar 50/1.4 - первая проба пера фирмы Asahi Optical на данном фокусном расстоянии / светосиле, которая впоследствии переименовалась в известную каждому фотографу Pentax. Безусловно, инженеры преследовали лишь одну цель - отобрать часть рынка у Carl Zeiss. Но перестарались: первая версия получилось не особо рентабельной, хотя и вполне конкурентной. Вторая же, как и многие последующие, была омрачена применением радиоактивных материалов. Что, впрочем, совсем не помешало занять свой рынок и продолжать выпуск данной модели очень долгое время.
Резкость объектива хорошая по центру и достаточная по краям. Боке относительно стандартно и представляет художественную портретную ценность.
Цена и редкость. По 10-и (1 - часто встречающийся, 10 - редкий) бальной шкале редкость объектива составляет около 1-ого балла, стоимость около 100 долларов.
Совместимость и проблемы. Задняя часть неприятно выступает и может зацепить за зеркало при наведении на бесконечность. Цепляет ли за зеркало при наведении на бесконечность на моем 5DM2 по понятным причинам проверять не захотелось. На портретном расстоянии проблем никаких нет.
Таможню с США объектив прошел без проблем.
Субъективный взгляд. Сразу хочется начать с главного - мифов. И первого из них - радиации.
Радиация - вещь малоприятная, потому как даже самый художественный кадр не стоит безвозвратно потраченного здоровья фотографа. Если, конечно, оно было до фотосесии. Вот только действительно ли она есть? Берем дозиметр в руки и замеряем. На передней линзе 1,84 мкЗв/ч, на задней 9,64 мкЗв/ч.
Ну а теперь сравнительная математика и немного физики без всякого бреда про альфа, бета и гамма, которые активно обсуждаются на фотофорумах. Средний естественный фон - 0,2 мкЗв/ч, то есть за час жизни вдали от подозрительных металлов (и некоторых желтых стекол) вы получите дозу облучения в 0,2 микрозиверта. Флюорография на самом современном оборудовании, которое еще в нашей стране предстоит найти - 2 мкЗв за одну процедуру. Более реально нарваться на десятилетний цифровой флюорограф, награждающий 30-60 мкЗв за заветную справку. Ну а в деревнях, селах и прочих провинциях придется довольствоваться советскими машинами. А это 600-800 мкЗв. А кому врачи прописали "совершенно безвредную" компьютерную томографию органов таза или брюшной полости, можно только посочуствовать, ибо цифра будет 10 000 мкЗв. Захотели слетать из Москвы во Владивосток на дальнемагистральном самолете? Извольте расписаться за 2 мкЗв/ч.
Теперь можно посчитать, что получит фотограф с этим "такумаром", ведь 9,64 мкЗв/ч у задней линзы будет ослаблено многими факторами:
1. Объектив прикручивается задней линзой к фотоаппарату, а не глазу фотографа (хотя бывают и исключения);
2. Наводка на резкость происходит в режиме LiewView, то есть тушка находится довольно далеко от фотографа;
3. Облучаться будет только рука, которая крутит фокусировочное кольцо.
Причем, далеко не в режиме нон-стоп.
Итого получится по моим скромным прикидкам около 1 мкЗв за активную пятичасовую фотосессию. И то, мне кажется, это с серьезным округлением в большую сторону.
А вот коллекционерам оптики не повезло точно. Спать с этим объективом под подушкой уже не получится, потому как ежесуточная флюорограмма рано или поздно неизбежно приведет вас к роли модели совсем у других фотографов.
Есть и второй миф. Радиоактивное стекло настолько желтого цвета, что эта желтизна присутствует на всех снимках и в любых условиях. И с годами это стекло только желтеет и желтеет. Что тут сказать, подтверждаю. Все снимки настолько желтые, что снять ничего нельзя в принципе. Точнее, снять можно, вот только любой человек сразу получается китайцем. И с годами действительно проблема усугубляется: стекло все желеет и желтеет, пока не превращается в золото.
Касательно художественных свойств, то все на очень высоком уровне. Картинка крайне художественная и идеологически верная - закручивающаяся "рыбья чешуя". Цветопередача приятная, резкость очень мягкая и портретная. Объектив очень понравился. Попробую найти первую его версию и сравнить. Ну и убрать под подушку.
08 мая 2017 г.