Olympus Zuiko (50/1.4)
Характеристики.
Объектив обычный зеркальный с гарантированным покрытием кадра 36 х 24 мм, байонет OM с рабочим отрезком 46 мм, присутствует прыгалка.
Фокусное расстояние 50 мм, светосила 1.4, максимальное значение диафрагмы 16.
Мультипросветление присутствует, МДФ = 450 мм.
Длина объектива при фокусировке на бесконечность 46 мм, на МДФ - 51 мм.
Диаметр самой широкой части (с двумя кнопками) около 63 мм, диаметр светофильтра 49 мм.
Диафрагма имеет 8 молневидных лепестков, которые начинают формировать правильный восьмиугольник уже с f5.6.
При фокусировке на бесконечность линзоблок выступает за задний край корпуса на 2,5 мм.
Плюс сзади выступают прыгалка и несколько металлических уголков, самый длинный из которых имеет длину 5 мм.
Все это создает крайне потенциальную опасность зеркалу "тушки".
Вес без крышек всего 218 грамм, сильное ионизирующее излучение от линз не обнаружено.
Модификации. Существует несколько разновидностей этого объектива, в которых "Olympus", как и любой другой производитель, вносил всяческие улучшения. Первая выпускалась без мультипросветления и с радиоактивными стеклами. В высшей стадии своего развития (серийный номер > 1.100.100) объектив избавился от всех детских болячек, улучшив и без того узнаваемый рисунок.
Краткий обзор. "Olympus Zuiko 50/1.4" - один из самых распространенных представителей знаменитой линейки OM, выпущенный огромным тиражом. Резкость по центру и краям очень приятная. Боке имеет неповторимый характерный и художественный рисунок, неохотно проявляющийся в малом количестве сцен.
Цена и редкость. По 10-и (1 - часто встречающийся, 10 - редкий) бальной шкале редкость объектива составляет около 5-и баллов, стоимость около 200 долларов.
Субъективный взгляд.
Изначально в мои руки попал объектив из самых первых партий.
Он обладал крайне неприятной работой на открытой диафрагме, но в тоже время поразил нежным акварельным рисунком.
Само собой, я был наслышан о радиоационных свойствах подобной старой оптики, в которой применялись ториевые или лантановые линзы.
И под это дело достал с пыльной полки дозиметр (которым проверяю до сих пор каждый объектив) и измерил его излучение.
Итого получилось около 4.1 мкЗв/ч. Через пару месяцев показания упали до 2.2 мкЗв/ч и больше не менялись. Имея на руках факты, выводы сделать несложно. Безусловно, радиация есть и ее количественная характеристика приблизительно соответствует радиационному фону в Припяти, который в последнее время активно облюбовали туристы и которая при нерегулярном потреблении не оказывает никакого воздействия на живой организм. Но даже эту дозу, используя объектив по назначению, получить крайне сложно, а опасаться, что столь малые микрозиверты смогут "остаться" на "тушке" или кофре, совершенно не стоит.
Другой вопрос, а зачем нам объектив, который, в общем-то, уже давно устарел, породив более интересных, качественных и совершенно безопасных последователей. Если он достался бесплатно, то без опаски поэкспеременируйте с ним несколько месяцев, и если картинка понравится, то замените его на "миллионник". Если же вы его хотите купить впервые, то обратите свое внимание на более поздние серии с мультипросветлением.
Касательно художественных свойств, то это, пожалуй, самый художественный "полтинник" с соотношением 50/1.4, без проблем отрабатывающий ростовые портреты даже на открытой.
И этот объектив - один из трех моих любимых (после "Гелиос-40-2" и "Юпитер-9" Лыткаринский).
Но, к сожалению, 50 мм крайне мало для настоящих художественных портретов.
Это удел 85 мм.
15 Сентября 2015 г.